Жительницы Сибири даже несколько столетий назад старались быть модницами. Несмотря на скромный выбор тканей и трудозатраты при шитье, женщины - будь то крестьянки или городские дамы - одевались не только опрятно, но и красиво.
В свет - в покупных
В домотканых неокрашенных тканях в Сибири не ходили. Такая одежда встречалась редко, в основном у нищенок, просящих подаяния. Наряды из непрокрашенной ткани считались полуфабрикатом и были недопустимы, а из крашеной домотканой носили только в хозяйстве и в огороде. В люди было принято выходить в сарафанах и рубахах из покупных полотен, что для центральной России считалось несвойственным. Они сами ткали и вышивали. У сибиряков же зачастую даже вышивка заменялась покупной. Показать, что ты можешь позволить себе купить - было статусно.
Несмотря на то, что химические красители изобрели лишь в начале 20 века, ткани красили в ремесленных мастерских натуральными пигментами.
«Цветные ткани в то время стоили безумно дорого, их не рекомендовалось стирать, мочить. Можно было добиться плотности цвета, но один раз», - рассказывает специалист по традиционной культуре Вероника Чикишева. - «Часто ткани красили мастера, которые, например, занимались домовой росписью. Летом, в самый сезон, они расписывали дома, а зимой халтурили, работая над тканями».
Мастера, помимо покраски, наносили узоры разными способами. Сибирь не имела местных принтов. Делать что-то индивидуальное и уникальное не имело смысла, так как ткани везли продавать на Ирбитскую и Новгородскую ярмарки, было важно, чтобы узор понимали жители разных регионов, иначе никто бы их не купил.
«Платья, сарафаны - текстильное приданое женщины - всегда были только ее имуществом и своеобразным счетом в банке, а не общесемейной ценностью. В самые тяжелые времена хозяйка могла распорядиться им на свое усмотрение, например, продать позолоченную пуговицу или часть галуна - нашивки из золотой или серебряной тесьмы. Есть музейные наряды, на которых галуны подрезаны вспоротыми вышивками».
Кстати, девушек родители начинали одевать в красивую одежду ближе к выданью, чтобы показать капитал семьи и умения потенциальной невесты, например, вышивка на наряде говорила о том, что она рукодельница. Маленьких детей чаще одевали в рубахи из обычной пестрядины, лишь на выход шили наряды из товарной ткани.
Как и сегодня, особенным нарядом в жизни девушки в те времена было свадебное платье. Надевали его один раз и передавали по наследству. Дорогая жаккардовая ткань дублировалась изнутри льном, это помогало платью держать нужную форму, но в итоге оно весило порядка пяти килограммов. Купчихи вместо дешевого льна использовали хлопок, который тогда стоил весьма дорого, а очень состоятельные дамы могли себе позволить использовать в качестве подклада шелк.
«Это сегодня хлопок - дешевая ткань, а тогда доступны были ткани из того, что сами могли вырастить и выткать, например, из крапивы и льна. В Сибири хлопок не рос, поэтому стоил вровень с шелком и очень ценился. Если невеста богата, ее наряд подбивали хлопком, но чаще всего - льном, самым доступным материалом. Если же более или менее состоятельна - крашеным льном, бедна - домотканой тканью», - поясняет Вероника Чикишева.
На разные дни свадьбы были предусмотрены определенные наряды. Платье надевали на венчание и разные столы, при этом невеста не ела. Главный в жизни каждой девушки наряд не стирали, поэтому на нем со временем скапливалась пыль, а золотые нити начинали чернеть. Свадебное платье бережно хранили, укладывая в сундуки по определенной технологии.
Одежда из прямоугольников
Сибирь была краем переселенцев, поэтому здесь не встречалась одежда южан. Даже когда они переселялись в Сибирь, очень быстро меняли привычные наряды на местные костюмы. Одевались так, как принято у сибиряков, в северорусский и сарафанный комплексы, а свою одежду доставали из сундуков на праздники.
«Миграция торговых путей тоже отразилась. Все же сибиряк - это тот, у кого есть деньги, кто покупает, если не саму ткань, то всевозможные аксессуары и дополнения. У нас была широко развита тамбурная вышивка, в отличие от русского Севера, где она тоже развита, в нашей культуре преимущественно распространялись восточные мотивы», - рассказывает Вероника Дмитриевна. - Украшения в основном выполнялись из золота. Одеваться любили дорого, например, купчихи специально для приемов заказывали кринолиновые платья в Париже и Петербурге.
До конца 19 века крой одежды сибиряков не менялся, появлялись только новые ткани, вышивка, те же новомодный крестик и всевозможные узоры.
Самые большие перемены произошли в начале 20 века, когда пришел европейский доступный крой. Если раньше такую одежду могли себе позволить только очень дорогие и профессиональные ателье, то к 20 веку она становится доступна всем благодаря развитию книгопечатания. Появились журналы с вложенными выкройками, шить начали по лекалам, как и сегодня.
«Традиционный крой состоит из прямоугольников, даже косоклинный сарафан на самом деле - прямоугольники. Европейский крой отличается кривыми линиями, окружностью, нужно строить пройму. У нас же горловина не круглая, а квадратная, только собранная. В традиционном костюме нет кривых и косых линий», - говорит эксперт.
Так как многие женщины ткали дома на станке, сразу знали, что сошьют из этого полотна и сколько метров нужно. Даже если одежда шилась не сразу, готовые ткани лежали в сундуках.
На традиционный наряд уходило много ткани, на сарафан можно было потратить метров пять. Дело в том, что женская одежда, как сказали бы сегодня, была оверсайз - от 44-го до 56-го размера - на случай, когда женщина забеременеет. Наряды под разные события не подразумевались, поэтому при шитье нужно было быть дальновидной. К тому же хозяйка могла распустить свой сарафан и сшить рубаху мужу и детям, потом сделать передник, а после использовать как ветошь. У традиционной одежды был очень длинный цикл жизни.
Европейские модели вытеснили традиционные. В итоге к 50 годам 20 века косоклинный сарафан или рубаху, сшитые из прямоугольников, можно было встретить только в деревнях.
Сейчас традиционный крой переживает второе рождение, в своей мастерской Вероника Чикишева учит шить наряды из прямоугольников. Получается современная одежда в стиле бохо, этно, но сшитая по канонам традиционных нарядов.