aif.ru counter
214

Попытка №2: в Тюмени создают бренд региона

Попытка №2: в Тюмени создают бренд региона
Попытка №2: в Тюмени создают бренд региона © / Екатерина Герман / Из личного архива

Для развития внутреннего туризма в Тюменской области создадут отдельный бренд. Он должен привлечь туристов и продвигать регион на международном уровне.

Воплощать было некому

От дизайнеров, которые возьмутся за дело, ждут креативности, профессионализма и умения работать в сжатые сроки. К участию в этом увлекательном творческом процессе на 150 тыс. рублей - именно столько получит автор-разработчик бренда, который войдет в историю, - ожидают привлечь не менее 50 творческих работ или команд дизайнеров и уже к концу сентября дать тюменскому туризму то, что будет символизировать эту сферу деятельности в последующие несколько десятков лет. При этом конкурс не ограничивается тюменскими талантами, к участию в битве за туристический бренд приглашаются российские и зарубежные дизайнеры. 

Для начала немного предыстории. Туристический бренд региона, как гусар, ищущий признания и славы, долгое время оставался еще и без денег. Прошлогодняя идея создать что-нибудь этакое, символизирующее регион в глазах всех жителей если не планеты, то, по крайней мере, России, потерпела крах. Вроде бы и деньги нашли, и конкурс какой-никакой провели, и даже главный приз присудили за нечто в виде аббревиатуры, легко переводимой, как Тульская область, туристический отдых и теплые озера разом. Только исполнителя, того, который будет иметь финансы, возможности и желания внедрять этот новоиспеченный бренд повсеместно, - не нашлось.

На этот раз к организации конкурса подошли куда серьезнее. Создали профильную структуру в региональном департаменте, назначили главных и ответственных, выделили бюджет, провели масштабное исследование в направлении: каким, собственно говоря, желают или нет видеть туристический бренд жители области и даже провели несколько мозговых штурмов по отбору самых креативных идей. Выводами, полученными в ходе исследования, организаторы исследований охотно поделились с журналистами. Символ региона должен быть таким, чтобы продвигать область на российском и международном уровне, сформировать область как лидера среди российских регионов, повысить туристическую привлекательность и т.д.

Чем привлечь?

В том, что Тюменской области есть чем гордиться, уже никто не сомневается. Регион входит в десятку лучших по эффективности социально-экономической политики. Но проблема туристической идентичности кроется в другом: нет четкого определения, символики того, зачем туристу нужно сюда приехать. Разумеется, есть отдельное направление Тобольск, как духовная столица Сибири, и вкупе с ним Абалак, есть город декабристов Ялуторовск, есть город Никольской ярмарки и ковроткачества Ишим. А еще есть не менее славные персоналии: самый известный в мире тюменец Григорий Распутин и автор Периодической системы химических элементов Дмитрий Менделеев, есть композитор Александр Алябьев и сказочник Петр Ершов и так далее. Но нет того, что явилось бы общим символом для всех туристических маршрутов разом, что смогло бы соединить в единый туристический бренд северное сияние Ямала, легенды и самобытную культуру коренных народов ханты и манси и саму Тюмень.

В качестве примера организаторы приводят успешно реализованные бренды регионов: Республики Татарстан и Уэльса. Разный подход, но одинаково яркое использование и жизнеспособность разработанного бренда.

Чтобы понять, в каком направлении двигаться, у горожан узнали, с чем у них ассоциируется регион. В лидерах оказалась нефть. И если интеллектуальная элита против того, чтобы бренд сводился к нефтегазовой индустрии, то рядовые тюменцы вполне согласны с такой трактовкой. 

Цвета, в которых хотели бы видеть будущий бренд, взяты методом голосования с флага области. Лидерами в опросе стали синий и зеленый. Но что самое удивительное: туризм воспринимается жителями области без особого восторга. Подтягивать знания английского для того, чтобы рассказать больше об истории Тюмени и подсказать, как дойти до того или иного памятника, мало кто собирается.

Особый подход

 Подводя итоги проведенных исследований по формированию ассоциативного ряда для будущего бренда и разработке технического задания, профессор ТюмГУ Евгений Доценко отметил, что для Тюменского региона турист не существует автономно от прочих дел.

- Для нашего региона характерно, что турист всегда идет в привязке к чему-либо: поездка по работе плюс турист, конференция плюс турист. А вот к тому, чтобы к нам ехали просто туристы, что-то спрашивали у горожан, интересовались, жители пока не готовы. Не случайно одной из частых реплик в социологическом исследовании стала фраза от населения «а зачем они нам нужны, эти туристы?!» - рассказал он. 

По мнению историка-краеведа Александра Петрушина, сегодня у создателей будущего бренда есть уникальная возможность поднять артефакты и вывести историю региона в символике на новый уровень: 

- Для меня, как историка-публициста, главное в бренде то, что Тюмень - первый русский город за Уралом с татарским названием. И хотя в международном плане помимо гербовой символики наш регион знают как крупнейший источник нефти и газа, в историческом плане Тюмени так везло не всегда. По данным переписи 1939 года, Тюмень была скромным уездным городом с численностью населения в 79 тыс. человек, в то же время Тюмень - это родина сибирского судостроения. Именно это требует особого подхода к создают бренда, чтобы избежать противоречивых чувств у населения, - считает Петрушин. 

Удастся ли создать такой бренд, который будет вызывать интерес к региону, - покажет время. Пока же - возможность приложить руку к его созданию есть практически у каждого. А вот останется символом региона капля нефти или же им станет диковинный осетр на 116 килограммов, выловленный в середине прошлого века, а может, это будут открывающиеся деревянные наличники - покажет итог конкурса.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество