Примерное время чтения: 6 минут
1417

«Молча ждал весь зал». Почему на концертах Высоцкого не аплодировали?

«Молча ждал весь зал». Почему на концертах Высоцкого не аплодировали?
«Молча ждал весь зал». Почему на концертах Высоцкого не аплодировали? / Владимир Урецкий / Из личного архива

С именем Владимира Высоцкого у каждого поколения есть свои воспоминания. И среди тюменцев есть те, кто помнит его концерты: при полном аншлаге, но без аплодисментов. Как связан творческий путь певца и актера с тюменской землей и как появилась на свет главная песня нефтяников?

Бобины, пластинки, кассетники…

Если послевоенное поколение открывало для себя рокот и надрыв песен Владимира Семеновича на огромных магнитофонах с бобинами, то в восьмидесятые, уже после трагического ухода Высоцкого из жизни, в домах среднестатистического советского человека появлялись пластинки. А воспоминания-разговоры о том, каким он был, на скромных советских кухнях по субботам были чем-то обязательным. Спать ложились после того, как с надрывом проскрипят на проигрывателе у соседей «Кони привередливые…». Сейчас эта музыка звучит все меньше, проигрыватель стоит без дела, но раз в год в Татьянин день - в день рождения Высоцкого - мой сосед Иван Михайлович достает из шкафа диски с записями и включает в назидание подрастающим внукам тех самых «Коней». Его детство и юность прошли на Ямале, в  г. Салехарде. Там он первый раз услышал записи песен, с первой зарплаты купил себе в 16 лет магнитофон. И одной из первых записей на бобинах были песни Владимира Семеновича.

- О Высоцком говорили все. Его ждали с концертами в Салехарде. Но он до нас так и не доехал. Кобзон был, пел, а Высоцкого не дождались. Помню, старшие ребята все сетовали, что не того певца дали северу. Очень хотели вживую услышать. Кто смог - попали на его концерт в Сургуте, - вспоминает он.

- А как же записи, настоящие, на бобинах?

- Ничего, кроме скрипа, уже не услышать было. Выбросили. Самыми дорогими, помню, были те, что переписывались с записей концертов. А когда с одной катушки на другую - больше скрипа, чем песен. Но все равно слушали. Магнитофон бобинный старший внук в пятнадцать минут разобрал так, что не собрать… Но я все равно продолжаю слушать, сыновья привезли коллекцию дисков на юбилей, подрастут внуки - буду учить слушать Высоцкого, - пообещал он.

Одной из первых записей на бобинах были песни Владимира Семеновича.
Одной из первых записей на бобинах были песни Владимира Семеновича. Фото: АиФ/ Александр Фирсов

Тихо, идет запись!

К слову, именно возможность записи песен любимого артиста на магнитофонные катушки была причиной того, что концерты певца, приходившиеся на конец 60-х - начало 70-х годов шли при полном аншлаге, но без аплодисментов.

Это сейчас Сергей Петров - солидный дед 13 внуков, а когда-то в студенчестве он был тем самым парнем в стиле «битлз», носил клеши и вихры по самые плечи и, конечно же, слушал Высоцкого. В далеком 1969 году в его жизни было омское училище, концертная площадка ДК «Кристалл» и …три часа несравненного Высоцкого!

- Зал был набит битком, за билеты заплатили по рублю. Поскольку училище было с полным довольствием, тратил карманные деньги, которые присылала переводом мать. Булка белого хлеба - 16 копеек, бутылка водки «Столичная» - 2 руб. 80 копеек. По Омску прошел слух, что будет Высоцкий, мы его уже слушали на магнитофонах, но не думали, что попадем на концерт. А тут просто повезло: и деньги были в кармане, и билеты урвали. Кто бы мог подумать, что выбор омского училища (оно к Абатску ближе территориально) мне такой подарок сделает, - вспоминает он.

- А чем концерт запомнился?

- Вот зал битком, а тишина такая, что никто чихнуть не смеет, и только слышно, как бобины шуршат. Две трети зала пришли с огромными бобинными магнитофонами и записывали его выступление. Поэтому никто не позволял себе шуметь. О ваших молодежных истериках при виде кумира и речи быть не могло. Такого зрителя никто бы просто не понял. Да и отработать три часа - это надо сколько силы и энергии иметь.

 - Вообще без антракта?

- Какой антракт? Это не театры ваши. Через каждые 30-40 минут выступления он делал пятиминутную паузу - уходил за кулисы, потом возвращался. Никто не пытался вызвать его аплодисментами или что-то крикнуть. Молча ждал весь зал.

- Что пел на том концерте Владимир Семенович?

- Вот ты спросила?! … (пауза) «Скалолазку» пел, «Коней» пел, и про Канатчикову дачу пел тоже. Кстати, у него еще было общение своеобразное. Он перед тем, как уйти за кулисы на паузу, с залом общался. Мол, задавайте мне вопросы. И люди спрашивали. Он так серьезно, обстоятельно отвечал. Помню, что про эту самую дачу и спросили, как он написать сумел про сумасшедших. А Высоцкий им отвечает: «Да, был лично, знаю, не все там психи, среди них очень много умных людей, которые и маскируются, и прячутся там, чтобы в тюрьму не посадили». И никто его не осуждал за то, что он побывал в психушке.

- Автограф взять не пробовали?

- Тогда другие ценности были. Главное - вживую услышать и записать.

Про нефть

А вот песня «Тюменская нефть» хоть и считается неофициально гимном тюменских нефтяников, но подтверждения, что написана она именно после визита в Тюмень, нет.  Как и информации, что в Тюмени он бывал с концертом. Факт визита Высоцкого в Тюмень и встречу с ним не смог документально подтвердить и главный геолог Фарман Салманов. Еще при жизни, собирая документы для мемуаров, он не смог найти подтверждение о визите певца в Тюмень и о факте их общения в самолете. Такое могло произойти, но во время сургутских гастролей Высоцкого.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах