«Ты можешь стереть нас с лица земли». Тюменка собрала сотни ластиков

В ее коллекции стирательные резинки из 14 стран мира. © / Анна Кажанова / Из личного архива

Маленький кусочек резины в основном востребован у школьников или тех, кто занимается рисованием, черчением. Многие забывают о ластике, выпустившись из школы. Тем более в последние годы все чаще приходится печатать сообщения и тексты на электронных носителях, а кнопка delete бесследно удаляет любые ошибки. Но для тюменки Анны Кажановой канцелярский предмет стал увлечением на всю жизнь. Она собрала сотни ластиков, зачем, узнала корреспондент «АиФ - Тюмень».

   
   

Все началось со школы

Увлечению Анны больше тридцати лет. А в коллекции 830 ластиков: с рисунками и без, разной формы, объемные, ароматизированные и т.д. Началось все в 3 «А» классе. На 23 Февраля девочки решили подарить одноклассникам блокноты, карандаши и ластики. За закупку последних отвечала Анна, чтобы всем хватило наверняка, она взяла с запасом.

- После праздника у меня остались синий и коричневый ежики и два розовых слона, с них-то все и началось. Мне было тогда 10 лет, я уже любила все необычное и красивое. И поверьте, эти ластики на фоне тех, что лежали у всех в пеналах были ой, как хороши и необычны, - вспоминает коллекционер.

Мама девушки коллекционировала открытки, маленькой Ане хотелось быть как она, поэтому девочка решила, что тоже будет собирать, но ластики. Ее сверстники в основном увлекались вкладышами от жевательных резинок.

Мама девушки коллекционировала открытки, маленькой Ане хотелось быть как она

- Так как жевательные резинки были новшеством в те времена, желание собирать вкладыши Turbo и Love is… охватило и меня. Вряд ли меня поймут современные дети, но для нас было целое событие - найти редкий вкладыш и выменять его на 20 своих. Стратегически я мыслила неплохо, вскоре коллекции были собраны, но интерес к ним угас. С ластиками получилась совсем другая история. Их, кроме меня, никто не собирал, да и если и предложил кто-то поменяться, то не одно из своих сокровищ я бы не отдала.

Увлечение тюменки началось именно с этих ластиков. Фото: Из личного архива/ Анна Кажанова

Как окно в яркий мир

В школе Анна пользовалась стирательными резинками отечественного производства, а вот коллекция ее пополнялась заморскими диковинками. Во-первых, они были яркие, во-вторых, ароматизированные, в-третьих, из комбинированных материалов, часть из которых пропускали солнечный свет. А формы! Их разнообразие росло с каждым днем: с фигурными краями, объемные.

   
   

- Мне кажется, я все карманные деньги тратила на ластики. Интерес охватил не только меня. Вначале поддержала семья, потом азарт проснулся у всех родственников, друзей, знакомых и знакомых друзей. Звонки с необычными для непосвященных вопросами типа «Тут суши в канцтоварах магазина «Буратино» появились, у тебя такие есть?» или «В наборе флагов у тебя есть Португалия?» стали привычными. Когда я все чаще стала отвечать «да», география покупок расширилась до соседних городов, а затем и государств, - рассказывает Анна.

Такие лежали в пеналах у сверстников - совершенно обыкновенные и неприглядные. Фото: Из личного архива/ Анна Кажанова

Сейчас в ее коллекции ластики из 14 стран мира (США,  Италия, Франция, Монголия, Казахстан, Швейцария, Кипр, Вьетнам, Украина, Китай и т.д.) Но для Анны коллекция ценна не стоимостью, не редкими экземплярами (не у каждого, например, есть ластик, который можно скатать в шарик, а потом из него же слепить звезду, при этом он основную функцию свою выполняет отлично), а в том, какие воспоминания, эмоции и тепло хранят эти небольшие кусочки резины.

А это уже средство от больших ошибок. Фото: Из личного архива/ Анна Кажанова

- Глядя на коллекцию, я возвращаюсь в то время, где уютно, спокойно - это воспоминания о детстве и юности. Та радость, когда мама привозила из командировки необычные экземпляры, например, чемоданчик с цилиндрами, на которых изображены котята. Помню, какой восторг мы вызывали у одноклассников, когда с подружками демонстрировали свои сверхспособности, угадывая с закрытыми глазами, какого цвета ластик (секрет, что оранжевый пахнет апельсином, розовый - клубникой, а голубой - с ароматом бабл гам, открывался избранным). Мне дорого то внимание, которое оказывали друзья, возвращаясь из дальних поездок, привозя в подарок эксклюзивные и желанные презенты, специально найденные для меня, а теперь и та забота, с которой мой муж пополняет коллекцию чаще, чем я.

Объемные представители коллекции. Фото: Из личного архива/ Анна Кажанова

Стереть с лица земли?

У Анны есть еще одна коллекция - новогодних детских книжек издательства Росмэн. Ее дочери - поклонницы Гарри Поттера, так и собралась коллекция книг и фигурки героев популярной во всем мире истории. Детей она приучает относиться трепетно к тому, что собирает, будь то книги или ластики.

- Когда я им показала ластики, они попросили для своих игр с куклами экземпляры из моей коллекции: компьютер, диван, плиту, кастрюлю, сковородки, фрукты, овощи, столовые приборы и музыкальные инструменты. Конечно, я им не отказала, но когда от компьютера осталась только мышка и часть клавиатуры, продукты были такими, словно их действительно пожевали, а инструментов было не разобрать, то я поняла, что не готова вот так легко расстаться со своей коллекцией, - делится девушка.

А это любимые ластики Анны. Фото: Из личного архива/ Анна Кажанова

Анна считает, что любой коллекционер собирает что бы то ни было прежде всего для себя. Кому-то важно содержание, кому-то нравится форма, а кто-то просто слышит свои желания и делает то, что ему доступно. Если речь не идет об инвестициях, конечно. В этом случае она бы предпочла коллекционировать дорогие украшения, предметы искусства.

Общаться с единомышленниками она не спешит, хотя и знает о существовании других одержимых ластиками. Любопытно, что однажды Анна познакомилась с коллекционером антагонистов ластика - карандашей. Их коллекционировал ее давний знакомый, когда зашел разговор о том, что Анна собирает ластики, он в шутку говорил: «Ты же нас всех можешь стереть с лица Земли», но не отказывался пополнять ее коллекцию, как и она его.