Смертельный подарок. Почему стало больше ДТП с подростками на питбайках

Питбайки, скутеры и мопеды в последние годы стали особо популярны среди подростков. Воспринимается эта мототехника как «взрослый», но безопасный аналог велосипеда. И зачастую родители сами покупают детям питбайк или мопед. Особенно много юных водителей в деревнях и селах: движение там не столь плотное, а сотрудники ГИБДД появляются не так часто. Катайся — не хочу. Но нередко оборачивается такое увлечение трагедией. Подробнее — в материале tmn.aif.ru.

   
   

«Угнал, мы не разрешали»

Недавно в ДТП в Нижнетавдинском районе (Тюменская область) погиб 13-летний школьник из Тюмени. Трагедия произошла на лесной дороге у поселка Караганский, где столкнулись автомобиль «ГАЗон Некст» и мопед «Альфа».

По предварительной информации, юный водитель на мопеде на извилистом участке дороги выехал на встречную полосу.

«Возможно, он обгонял питбайк, который ехал в паре с мопедом. 13-летний пассажир мопеда погиб, а водитель госпитализирован с переломом ноги», — сообщило региональное ГИБДД.

С начала сезона в регионе случилось немало ДТП с несовершеннолетними водителями мототранспорта. Несмотря на рейды сотрудников ГИБДД, пресечь это опасное увлечение не получается. Причин тому несколько и, пожалуй, самая существенная — поддержка родителей.

«Мамы и папы сами покупают подросткам мопеды и питбайки. Для них это способ подчеркнуть свой достаток, ведь стоит такая мототехника немалых денег, а ездят дети далеко не на „убитых“ транспортных средствах. Даже если ребенок сам накопил денег, покупает мопед или питбайк он с согласия родителей, — говорит тюменка Ирина Соколова. — Летом мы живем за городом, я лично вижу, как с каждым годом юных гонщиков становится все больше и больше, катаются они группами, многие не соблюдают правил дорожного движения. Пару раз некоторые из них попадали в ДТП, к счастью, обошлось переломами. Родители, приехав на место аварии, включали „дурачка“ и рассказывали сотрудникам полиции, что якобы дитя угнало технику, а они, конечно, не разрешали ему кататься. Но местные жители прекрасно знают, что родители сами купили сыночку или дочке этот мопед».

За руль с 16 лет

Сотрудниками дорожной полиции юных мотогонщинков не испугать. Как рассказал один из них корреспонденту tmn.aif.ru., прежде чем выехать на «покатушки», они отслеживают в специальных чатах, нет ли в их населенном пункте сотрудников ГИБДД.

   
   

«Там можно спросить: „Чисто на дорогах?“ Водители пишут по обстановке. Если говорят, что в нашу сторону едет экипаж, пережидаем. Уедут — выезжаем кататься. Полицейские еще никогда нас не останавливали», — хвастается юный питбайкер.

Опасаться подросткам есть чего — прав на управление у подавляющего большинства из них нет. Получить заветный документ можно еще до совершеннолетия, но только определенной категории — А 1.

Права на управление мотоциклами делят на две категории: А и А1. В первую категорию входят стандартный мотоцикл, чоппер или спортбайк, такую технику можно водить только с 18 лет. К категории А1 относится двухколесная техника помельче: питбайки, мопеды или скутеры, права на этот мототранспорт можно получить с 16 лет.

Заведующий лабораторией кафедры эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета Анатолий Писцов рассказал, что в Тюмени обучить езде на мотоцикле может почти любая автошкола, причем этот процесс мало чем отличается от сдачи на права категории B.

«Особенность лишь в одном. Будущие мотоциклисты сдают исключительно автодром и на экзамен в город не выезжают. По моему мнению, от такой системы страдает качество и безопасность езды, так как подготовительных часов вождения у них гораздо меньше», — отмечает Анатолий.

Обучение правам категории А1, позволяющим легально колесить на питбайках и мопедах, обойдется родителям примерно в 13 тысяч рублей и займет примерно 1,5 месяца. Теорию можно будет проходить как очно в автошколе, так и в онлайн-режиме, на практику предусмотрено 18 часов. На время отработки вождения юным мотоциклистам выдадут бесплатную защитную экипировку.

Как избежать трагедий?

Несмотря на то, что юные мотоциклисты считают себя членами мотосообщества, истинные байкеры подростков в свои ряды принимать не торопятся. Представитель мотоклуба Marsians MCC Антон Игнатов объясняет, что юные мотоциклисты портят репутацию всего сообщества. Обыватели, замечая нарушителя правил ПДД на байке, не разбираются, кто за рулем, и гребут всех под одну гребенку: мотоциклисты — нарушают правила, создают угрозу ДТП.

«Мне, как мотоциклисту, это не нравится, потому что такая беспечность подростков бросает тень на все наше сообщество», — говорит Антон.

Председатель Союза отцов Тюменской области Максим Шереметьев отмечает, что дети прекрасно осознают, что нарушают правила, ездят без прав. Но «бубнеж» взрослых и «чтение морали» вряд ли заставят их одуматься.

«Я сам был подростком и прекрасно понимаю бунтарские настроения молодых ребят. В них бушуют юношеский максимализм и отрицание всего. Поэтому профилактические беседы с сотрудниками полиции в школах зачастую оказывают обратный эффект. Юные водители воспринимают попытки их „перевоспитать“ или что-то объяснить в штыки», — объясняет Максим.

Принцип «не можешь победить — возглавь», возможно, поможет внести порядок в опасное увлечение. Председатель Союза отцов Тюменской области предлагает совместно с общественными организациями создать для молодых байкеров специальные места для катаний.

«Если в этом есть потребность, можно через социальные проекты организовать такие площадки», — отмечает эксперт.

Также Максим Шереметьев считает необходимым создать образовательные программы для родителей, на которых мамам и папам буду объяснять опасности вождения подростками мототехники. Кстати, за «покатушки» детей без прав и ДТП с их участием отвечать придется родителям. Им придется заплатить штрафы за нарушение правил дорожного движения их чадом и управление им транспортным средством без прав.

Но, что бы ни придумали общественники, в первую очередь ответственность за детей несут мамы и папы. Пока самые близкие люди не осознают последствий опасного хобби и не перестанут поощрять катания детей, покрывать их перед сотрудниками полиции, искоренить проблему не получится.