Новая система оценивания в школах взбудоражила родительское сообщество. Во многих регионах мамы и папы требуют отменить методику, собирают подписи и пишут в надзорные органы жалобы. По их мнению, из-за нововведений дети не смогут набрать нужный балл для поступления. Подробнее — в материале tmn.aif.ru
Учебная рулетка?
Многие тюменские школы к 1 сентября обновили не только парты, но и методику оценивания, которую уже успели протестировать в других образовательных учреждениях региона. В этом году нововведения стали массовыми. По новым правилам каждое задание, выполненное учеником, теперь имеет свой «вес». Многие родители уверены, что такой подход снизит успеваемость в классах.
«В 95-й школе уже подготовили петицию. Никто не спрашивал нашего согласия, систему ввели по умолчанию. Если раньше дети за выполнение заданий, контрольных, решения задач, участие в олимпиадах и ответы на уроке получали традиционные оценки, например, тройки или пятерки, то теперь у каждого типа задания будет свой „вес“ — от 10 до 50 баллов. Тестирование по типу ОГЭ и ЕГЭ „весит“ максимум, а устные ответы и „домашка“ — минимум, хотя детей только ими и нагружают. В итоге большинство учеников в классе стали троечниками, и у детей пропал стимул учиться. Один раз получил плохую оценку за контрольную и перекрыть ее просто нереально», — пишет тюменка Наталья Перцова в соцсетях.
Те школьники и родители, которые испытали средневзвешенный метод оценивания еще в прошлом году, задаются вопросами не столько к системе, сколько к ее исполнителям.
«Теперь на некоторых уроках ставят оценки только по контрольным работам. Если одну из них ученик «завалил» перекрыть ее «пятерками» и «четверками» у него не получится, ведь преподаватели не дают им и шанса, отказывая в дополнительных заданиях, диктантах или устных опросах, — рассказывает одна из недовольных мам, чья дочка учится во втором корпусе школы № 15. — Так, класс «хорошистов» за год превратился в «отстающих».
Аналогичная ситуация произошла в школе № 56. Директор учреждения самовольно отрекся от привычной системы оценивания взамен экспериментальной. Однако после жалоб родителей и вмешательства региональной прокуратуры решение отменили.
«Не надо верить „дифирамбам“, которые поют учителя, рассказывая о преимуществах этого метода. При таком раскладе все положительные оценки обесцениваются одной плохой. В прошлый раз мы предложили классному руководителю взять в руки калькулятор и убедиться, что балл по средневзвешенной не всегда получается выше. Но в ответ услышали, что ничего страшного — ведь везде бывают погрешности. А самое интересное, что „вес“ заданий каждая школа может определять сама, какой-то единой системы нет», — делится папа одной из учениц.
В спорную ситуацию решила вмешаться региональная прокуратура. Ведомство проверит действия учебных заведений и законность локальных актов, ставших причиной конфликта.
Вне весовых категорий
Несмотря на волну протестов, некоторые родители все же поддержали веяние современного образования.
«Эта мера обеспечила прозрачность системы. У нас домашнее задание, зачастую списанное с ГДЗ, оценивается в 10 баллов, а тестирование, написанное в классе — 40 баллов. И это справедливо, ведь очевидно, что на вторую работу было потрачено больше сил и настоящих знаний. Пусть дети со школьной скамьи учатся расставлять приоритеты. К тому же теперь они тщательнее готовятся к контрольным — одни плюсы», — уверена мама школьника Екатерина Жданова.
Преподаватель старших классов из Тюмени Виктория Лебедева (Имя изменено по просьбе героя. — Прим. Ред.) призналась корреспонденту tmn.aif.ru, что многие учителя ждали этой системы, как «манны небесной», ведь теперь школьникам придется «грызть гранит науки» что есть мочи.
«Эпоха „липовых“ отличников подходит к концу, поэтому многие родители и запереживали. Раньше пятерка за итоговую работу и за одно задание на дом в журнале имели одинокое значение. Теперь идет перевес, что логично, в сторону первого. В результате мы видим четкую картинку, стоит ли округлять оценку в пользу ученика. Это касается и споров с мамами и папами, которые настаивают при балле 3,5 поставить ребенку „4“, хотя контрольную он написал с горем пополам», — делится педагог.
Получится ли у родителей отстоять традиционную систему, покажет время и закон, который гласит, что устанавливать новые правила школа обязана с согласия родителей и учащихся.
«Действительно, закон разрешает переход на систему средневзвешенной оценки, но учреждения не вправе принимать решения самостоятельно, без учета мнения родителей. В таких случаях часто проводят голосование, и если большинство против, а директор не готов идти на компромисс и продвигает только свои интересы — нужно обратиться в региональный департамент образования или в суд», — заключил юрист Михаил Яковлев.
Ранее мы писали про проблему выпускников тюменского лицея № 93, которым выдали недействительные аттестаты. Многие университеты признали их некорректными и отказали ребятам в поступлении. Эксперты рассказали, как действовать в подобных ситуациях.