Первые евреи появились в Тобольской губернии еще при царском правлении. И хоть окраина империи не отличалась теплым климатом, жили здесь всегда основательно, уважая трудолюбие и порядочность. Из-за этого сибирская земля казалась «черным сюртукам» вольным краем. Однако основаться евреям в столице деревень было нелегко.
На историческом ужине "Тюмень еврейская" экскурсовод Елена Попова и организатор мероприятия Лидия Носова рассказали гостям о том, чем прославились местные евреи и их потомки.
«Воровской» документик не продадите?
Старинные рецепты, которые евреи передают из поколения в поколение, тесно связаны с их традициями и верой. Блюда, приготовленные по особенно любимым рецептам, были представлены гостям исторического ужина.
«Меню вечера было составлено на основе уникальных записей, которые по крупинке собирала эксперт Елена Попова. Шеф-повар ресторана „Пиано бар“ Антон Лешуков представил свое видение яств прошлых лет и поделился, что воспроизвести их было не так-то просто — знакомство мужчины с еврейской кухней произошло впервые», — рассказывает Лидия.
Первым блюдом на столах тюменцев стали пряные намазки с теплой питой. В пиалках были классический фаршмак с сельдью, хумус из отварного нута, бабагануш с печеными баклажанами и нежный паштет из куриной печени и маринованной сливы. Пока современные гурманы оценивали вкус классических угощений, экскурсовод Елена Попова поведала о том, почему евреи чаще всего выбирали профессию, так или иначе, связанную с медициной.
«Так исторически сложилось, что черта оседлости проходила по территории Белоруссии, Украины, Литвы, Молдовы и Польши. За ее пределы выезжать евреям запрещалось. Со временем рост населения стал приводить к обнищанию. Тогда новые территории Урала и Сибири славились среди общины большими возможностями для их культуры. Пустить корни на этих землях могли лишь те евреи, которые отслужили в армии четверть века или которые считались купцами первой гильдии на протяжении 10 лет — что было невыполнимой задачей для евреев. Как ни странно, „золотым билетом“ стала медицина. Правило Российской империи позволяло им переехать в заветное место, если они были врачами, дантистами или провизорами», — рассказывает специалист.
Отметим, что Сибирь стала «отдаленным и не столь...» местом для ссылки. Чтобы проникнуть в здешние края, евреи стали оговаривать себя по мелочам.
«Есть удивительная история, которую когда-то поведал Игорь Варкин (раввин, представитель религиозной организации „Мадрегот“, — прим.ред.) Один законопослушный мясник решил купить себе документы конокрада, которого должны были сослать в Тюмень. Ради переезда этот человек решил пожертвовать свои добрым именем», — дополняет Елена.
С освоением новых территорий евреи не забыли про свои кулинарные традиции. Второе блюдо, погрузившее гостей вечера в историю древнего народа — гефилте фиш с пряным соусом на основе свеклы и хрена. Это старинное праздничное блюдо готовят из завернутого в кожу рыбного филе. Вообще, у еврейского народа особые отношения с морскими обитателями. Ведь рыбные яства — это символ того, что все должно начинаться с головы.
Секретный заказ
В результате массовой колонизации в старой Тюмени начал появляться колоритный еврейский квартал. Старинные дома, украшенные объемной резьбой, хранят в себе историю местных евреев по сей день. Один из их — усадьба Янкеля Шайчика.
«Дом, построенный в духе классицизма, на Ленина, 47 раньше принадлежал купцу Янкелю Шайчика. В Тюмени его знали, как мехового короля. Есть мнение, что он сказочно разбогател во время русско-японской войны, поэтому смог позволить себе строительство усадьбы в губернии. Здесь мужчина прославился не только производством сибирского меха, но и заграничным. Например, пушниной. Также модницы скупали у него шапки, манто и рукавицы», — дополняет эксперт.
Капитал, который сколотило семейство, позволил им построить еще одно здание — торговое предприятие. На первом этаже располагались различные магазины: меховые, аптекарские и фруктовые. На втором была мини-гостиница. А на третьем — «Клуб приказчиков». Место стало развлекательным учреждением с концертным залом и библиотекой.
Однако свободная жизнь еврейского семейства закончилась с приходом советской власти. Бизнес Янкеля был национализирован, в результате этого династии пришлось уехать через Японию сначала в Китай, а потом и в Канаду.
Между тем очередным украшением на столах современных тюменцев стал фалафель с йогуртовым соусом и чолнт с нутом и зеленой чечевицей. Последнее — блюдо из мяса, картофеля и бобовых готовили в пятницу, до наступления шабата, и с вечера оставляли в горячей печи. Ведь в субботу евреям работать запрещено.
На протяжении вечера гости не только вкушали традиционные угощения, но и поучали пищу для ума. Экскурсовод Елена Попова поведал о самом известном закройщике Тюмени Меере Хацкелевич.
«Он имел высшее образование портного, которое получил в Санкт-Петербурге. Мужчина одевал всю сибирскую политическую элиту. Однажды в ателье к Мееру пришли серьезные люди „при исполнении“. Они попросили мастера сшить военные френч без подкладки. Но он постарался убедить, что она необходима — ведь без нее изделие будет плохо сидеть. Но ему дали понять, что все будет хорошо. Главное — выполнить заказ к назначенной дате. Только после Великой Отечественной Меер узнал, что шил одежду для Ленина, тело которого всю войну тайно хранили в здании бывшей сельскохозяйственной академии», — делится гид.
Спасла народ от смерти
К сожалению, многие рецепты еврейской кухни были придуманы из бедности. Финальным блюдом вечера стали ушки Амана, харосет и тот самый Цимес — сытное и полезное блюдо из сладкой моркови, сухофруктов и меда. Его готовили на национальный Новый год.
«Десерт с необычным названием „ушки Амана“ связан с одним из самых значимых праздников „Пурим“. Его отмечают в честь чудесного спасения евреев от гибели в Персии», — дополняет экскурсовод.
По преданиям, мужчина еврейского происхождения Марходей спас жизнь персидскому царю Ахашвероша. В качестве награды правитель взял племянницу спасителя себе в жены.
Однако советник царя завидовал евреям и хотел их искоренить. Путем казней и интриг он добился своего. Но Мардохей узнал об этом и предупредил племянницу. Девушка после трехдневного поста закатила пир. На праздновании царь пообещал исполнить любое ее желание. Эстер открыла мужу злодейский замысел Амана, рассказала об интригах и попросила помиловать ее и ее народ.
«По одной из версии, евреи стали называть сладкие пирожки с маковой начинкой в виде треугольников „ушками“, потому как Аману, что посеял смуту, в качестве наказания отрезали уши», — заключила Елена Попова.