Люди условно делятся на две категории: те, кто еще в детском саду, невзирая на смешные заячьи уши из ваты или корону снежинки, съехавшую набок, продолжает совершенно уверенно рассказывать на утреннике Деду Морозу свой стих и вставать в очередь, чтобы рассказать еще один. А есть те, кто не то что стиха… до определенного возраста и слова «здравствуйте» при входе в общественное место боятся произнести.
Вслух страшно
Время идет, эти дети становятся школьниками. В школе учителя вздыхают, что не могут ставить итоговые отличные оценки только за письменные работы, потому что у доски ребенок молчит. В институте все зависит от выбранной специальности, и, если есть возможность не выходить к доске, они предпочтут просто сдать самостоятельную работу. Предынфарктное состояние догоняет их на защите диплома. Ну, и на первых собеседованиях на работу. Приходятся говорить о себе, вслух, так, чтобы всем было понятно… В общем, ужас-ужас!
Но куда страшнее то, что все эти люди могли бы, между прочим, сделать неплохую карьеру или, например, стать достойными общественными деятелями, будь у них чуть лучше с навыками публичных выступлений. Тем не менее отсутствие навыков публичных выступлений и природных задатков к ораторству не повод для печали. Но мириться с таким положением дел тоже не стоит. Комок в горле, писк вместо голоса и прочие симптомы сегодня успешно лечатся. Правда, вместо врачей и хирургического вмешательства работу ведут опытные педагоги и тренеры по постановке голоса и речи. Именно они способны вернуть не только возможность заявить о себе хорошо поставленным голосом и логически верно выстроенной речью, но и научить общаться свободно на любые темы в незнакомой аудитории, не стесняться звучания своего голоса и еще тысяче и одному приему работы со своими связками. Что для этого нужно? Желание измениться и тренер, который поймет вашу проблему и поможет с ней справиться.
Побороть стеснение
Небольшая история из жизни: в младших классах у Ирины было почти все, что полагается иметь для ее небольшого возраста - любящая семья, заботливые бабушки, красивая мечта быть актрисой и даже любимый пес Тотоша. Не хватало одного: умения выговаривать букву «Р». Из-за этого дефекта речи девочку не брали на линейку рассказывать стихи и уж тем более не ставили петь в сводный хор школы. Со своей картавостью она почти смирилась к средним классам, в старших - начала относиться к этому с иронией и даже в кругу близких шутить, что она француженка. Правда, голос ее был почти незнаком педагогам и учащимся с ее школьной параллели. Девушка предпочитала молчать и застенчиво улыбаться. Но все предопределило лето перед выпускным 11-м классом, когда она решила во что бы то ни стало найти в себе свой голос вместе с потерявшейся буквой «Р», побороть свое стеснение и стать студенткой режиссерского факультета одного из лучших вузов страны. Три месяца Ира занималась с тренером по ораторскому мастерству: выпевала, выкрикивала, выискивала внутри себя потерявшийся голос. И, представьте себе, нашла. Каково же было удивление родственников и друзей, когда они узнали, в какой вуз поступает их застенчивая Ирина и когда на юбилее у бабушки она вдруг взяла микрофон и запела.
Сейчас девушка - студентка престижного вуза, пока в ее жизни все идет по-новому, написанному лично ей плану, в котором особая роль отводится голосу. А ее личный опыт - пример для тех, кто осознал проблему собственного звучания и готов начать работу с собой и своим голосом.
Мнение эксперта
Диана Быстрицкая, актриса Тюменского большого драматического театра, педагог по постановке голоса и ораторскому искусству:
- Безусловно, можно научить говорить человека четко, красиво и не стесняться публики. Но самое главное, что хотелось бы отметить, это то, что от тренера зависит лишь 50 процентов успеха. Я могу сколько угодно «гореть» своими учениками, вкладывать в них все знания и навыки «пачками», но любое движение вперед начинается с борьбы с собственными привычками и мнением окружающих. Вот тут-то обычно возникает проблема. Вдруг оказывается, что ходить раз в неделю на занятия недостаточно, что работа над голосом требует постоянного самоконтроля и самое страшное - сталкивается с оценкой окружающих.
Борьба с диалектом разбивается о «Говори нормально, ты что?». Работа над дикцией о «Ты что кривляешься» и т.д. Пытаемся уйти от писка, нам говорят: «Давай-ка как раньше, что ты басишь?», и так во всем. Публичные выступления, великие и ужасные, рушатся о попытку «понравиться» аудитории, и это снова оценка окружающих. Стереотипы, собственная лень и страх, что вот теперь будет не так, будет по-новому, очень мешают научиться говорить правильно и красиво. Только постоянная внутренняя работа, анализ всех достижений, умение не судить о себе по оценке других могут привести к успеху и желаемому результату.
Смотрите также:
- «Умение выслушать и объяснить». Заслуженный учитель РФ об отношении к детям →
- Дети говорят хуже. Как влияют на речь гаджеты и полезен ли билингвизм →
- «Ненавижу школу!» Что делать, если первоклашка отказывается учиться? →