Собрать пазл. Как помогают детям с аутизмом?

Собрать пазл. Как помогают детям с аутизмом? © / pixabay.com

Ежегодно 2 апреля в мире говорят об аутизме. У этого расстройства есть свой цвет - синий, потому что недуг чаще всего встречается у мальчиков, и символ - пазл, обозначающий сложность заболевания. О принятии диагноза и лечении, в материале «АиФ - Тюмень».

   
   

Тяжело осознать

Появления на свет маленькой Оли в семье Натальи Ивановой (имя и фамилия изменены по просьбе героев) ждали все: маме с папой хотелось поскорее увидеть малышку, а старшая сестра мечтала, как они вдвоем будут играть в куклы, строить домики и печь куличи из песка. Когда девочка родилась, домочадцы не могли надышаться на нее: радовались первой улыбке, по очереди водили за руку, когда Оля училась делать первые шаги.

- В какой-то момент я начала сравнивать, как развивался старший ребенок в три года, и как растет Олечка: что делает, как реагирует на привычные вещи, говорит. И некоторые моменты в ее поведении меня настораживали. Если даже было сильно больно, она терпела. Все больше молчала, замыкалась. Я чувствовала, происходит что-то неладное, - говорит Наталья. - Подозрения закрадывались все настойчивее, но, понимаете, очень трудно было признать ситуацию и осознать, что вот с этой самой секунды все в жизни твоей семьи меняется. Просто летит в бездну, и остановить это нельзя.

Тянуть было некуда. Первым Олю осмотрел педиатр. Анализы за анализами, бесконечные обследования и постоянный страх, вцепившийся в горло так, что порой невозможно было вдохнуть, а еще тихая мольба: лишь бы не подтвердились догадки. Но на очередном приеме доктор направил к психиатру.

- Это не стало для нас громом среди ясного неба, но впервые было сказано вслух, громко и четко, - рассказывает Наталья.

И столь же четко и твердо прозвучал диагноз - «Аутизм». Теперь ежедневные заботы обрели цель - реабилитировать Олю, насколько это возможно. Кропотливые занятия дарили надежду на то, что ее особенность будет менее заметной.

Неизлечимая болезнь для семьи всегда становится ударом и проверкой на прочность. Выдерживают ее не все, Ивановым удалось не только выстоять, но и сплотиться вокруг маленькой дочки. Глава семейства стал трудиться усерднее, чтобы Наталья смогла уйти с работы и быть рядом с Олей.

   
   

- Легко сказать, что надо дальше жить, перестраивать привычки, на самом деле - очень трудно. Но наши старания не прошли даром. Оля ходила в обычный детский сад, где благодаря чуткости воспитателя дети относились к дочке с большой любовью и называли «наша маленькая Олечка». Сейчас ей 8 лет, она ходит в обычную школу, но в коррекционный класс, - говорит Наталья.

У Оли легкое расстройство, ей удалось найти контакт со сверстниками, а успешный опыт посещения сада позволил избежать коррекционной школы.

Как распознать болезнь?

Дети с аутизмом попадают во внимание специалистов, как правило, в два-три года, когда нарушение становится уже явным. Насторожить родителей должна пассивность, боязнь громких звуков без привыкания к ним, отказ от еды, например, определенного цвета. Оправданное беспокойство должно вызвать и то, что ребенок совсем не реагирует на людей, повторяет одни и те же действия - трясет ногой или рукой. Такие дети могут быть агрессивны и даже наносить себе травмы. При подобном поведении очень часто у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем, поэтому своевременная постановка правильного диагноза - очень важный этап.

Несколько лет подряд в регионе таких детей наблюдают в Центре патологии речи и нейрореабилитации при Областной клинической психиатрической больнице. Специалисты кропотливо отрабатывают каждый случай. Знакомы там и с Олей.

- Оленька любит возиться с куклами, очень долго может сидеть и играть с ними. Переодевает их, удачно подбирает одежду. Подстригает, у нас все куклы с одной прической - под каре. Любит танцевать. Я уверена, что большое значение имеет вид обучения. Регулярное посещение курсов лечения в Центре патологии речи и нейрореабилитации дает возможность правильно оценить состояние дочки, провести своевременную коррекцию и определить дальнейший план мероприятий, - говорит мама девочки.

По словам главного врача больницы Евгения Родяшина, аутизм - это расстройство психологического развития, и практика показывает, что при определенных условиях у некоторых юных пациентов оно поддается коррекции.

С такими детьми на разных этапах работают психиатр, психотерапевт, невролог, педиатр, врач лечебной физкультуры, логопед. Это целая система, отработанная, отточенная временем. Шаг за шагом специалистам удается сгладить особенности поведения и сделать все возможное, чтобы ребята с аутизмом не отличались от сверстников.

- Это дети с особенным восприятием окружающего мира, они нуждаются в сопровождении. Лечение проводится поэтапно. Сначала глубокая диагностика в дневном стационаре. Ребенок проходит разные опросники, тесты на интеллект и развитие, - рассказывает психиатр, заведующая центром Надежда Семенова.

На каждого ребенка заводят специальный паспорт. В нем собрана вся информация о его состоянии и пройденных обследованиях. Опираясь на эти данные, врачи составляют индивидуальную программу лечения, а также отмечают все успехи и достижения.