В январе свой профессиональный праздник отметили конвоиры Федеральной службы исполнения наказаний. Это одно из самых неприметных управлений – о себе они рассказывают редко, но работа их столь же важна, сколько трудна. Как они предотвращают побеги, и в чем кроется опасность такой службы разбирался корреспондент tmn.aif.ru.
Как в боевиках
Ежедневно суды оглашают тысячи приговоров. До этого момента фигуранты дел ждут решения в СИЗО, а после отправляются «исправляться» в колонию. Между этими этапами есть еще один немаловажный - транспортировка из пункта «А» в пункт «Б».
Занимается этим Управление по конвоированию УФСИН. Есть такие специалисты и в Тюменской области. В регионе конвоиры работают уже 24 года. За эти годы они успели перевезти 1,3 млн заключенных, 36 тысяч из которых только за 2022 год. На сегодня в рядах тюменских конвоиров 258 человек.
«Мы конвоируем осужденных и заключенных под стражу по железнодорожным и автомобильным маршрутам. Есть также особое «сопровождение» - первозка осужденных на пожизненное заключение, - говорит начальник регионального управления Евгений Гурьев. - Осужденных перевозим и по воздуху. Но такое «путешествие» положено только инвалидам и женщинам с беременностью или детьми».
Специальные автомобили или, как их называют в народе, автозаки -это что-то вроде колонии в миниатюре. Помимо камер, в них есть спутниковая система, охранное телевидение, сигнализация и бесчисленные системы безопасности. В общем, как танк, только без ствола.
Каждого осужденного перевозит определенное количество конвоиров. Причем их число в любом случае будет одним и тем же - технически возможно, что осужденных будет даже больше, чем сотрудников. Но рядовому горожанину не узнать, сколько именно людей приглядывают за спецконтингентом - это что-то вроде «коммерческой» тайны.
Максимально, кстати, можно перевезти 60 человек. Для этого используют спецвагоны – их цепляют в хвост обычного, гражданского поезда, пассажиры могут даже не подозревать о таком соседстве.
Хвостатые сослуживцы
Собаки - друзья человека. Но для сотрудника конвойной службы это и первый помощник. У управления есть своя кинологическая служба, воспитавшая 16 собак. Это восточно-европейские, немецкие и бельгийские овчарки.
«Специфика дрессировки наших собак отличается от гражданской - есть хвостатые сослуживцы караульные, оперативно-розыскные, для поиска наркотиков. Срок службы у собаки - 10 лет», - объяснил Евгений Юрьевич.
Служат они как все, по строгим правилам - есть тренировки и определенный режим питания. Отчасти по этой причине они, как правило, живут дольше домашних собак.
«Дома животное могут подкормить конфеткой, тут же все четко, как положено, - шутя рассказывает Гурьев. - Только званий им не дают, но четвероногие для нас - это такие же сотрудники управления».
Собак-ветеранов после увольнения, чаще всего, забирают вырастившие их кинологи. Недавно на пенсию отправили двух хвостатых сотрудников управления. Каждого из них забрали домой работавшие с ними конвоиры - для них это не просто партнер, а друг, который был рядом с рождения.
Уровень побега: невозможно
В фильмах показывают, как легко осужденным удается перехитрить конвоиров и сбежать. В жизни не все так просто. У тюменской службы за 24 года существования была единственная попытка побега. И та не удалась: мужчина, покидая вагон, швырнул сумку в одного конвоира, пнул другого и крепко «приложился» третьему. Однако вместо свободы добавил себе еще пару лет лишения свободы.
Немало времени у конвоиров уходит на тренировки и спецкурсы. С каждым годом осужденные становятся хитрее и пытаются пронести с собой «запрещенку». Так, в 2022 году у них изъяли 90 запрещенных вещей – телефоны, заточки, деньги, спирт и тд.
Молодых сотрудников сразу к службе не допускают, сначала к ним приставляют наставника, который пеередает знания и делится опытом.
Есть и те, кто этой нагрузки не выдерживают и уходят за ворота управления, как говорят: «Зеки здесь в лицо дышат». Одних мышц и моральных качеств мало – тут нужна выдержка и психологическая устойчивость. Ведь есть не только склонные к побегу осужденные или любители побуянить в камере, но и, например, желающие лишить себя жизни.