Около 20 тюменцев вынуждены выплачивать ипотеки за несуществующие дома, так как застройщик Сергей Д. исчез с десятками миллионов рублей.
Мирослав Кононенко, решивший построить загородный дом, воспользовался льготной ипотекой и выбрал подрядчика. После подписания договора на сумму около 4 млн рублей и внесения 2 млн рублей авансом, связь с застройщиком внезапно прервалась. Вскоре выяснилось, что Сергей Д. накопил долги и скрылся, оставив клиентов без домов.
Мирослав подал в суд и выиграл дело, но застройщик подал на банкротство, — вернуть деньги не удалось. Теперь ему придется платить банку за дом, которого нет.
Другие пострадавшие, Александр Степанов и Павел Тушменцев, также столкнулись с аналогичными проблемами, оставаясь с долгами и без жилья.
— Остаюсь у разбитого корыта. Откуда брать деньги на постройку дома, чтобы банк не повысил ставку до 29%? По сути, дома нет, и я могу лишиться жилья и остаться на улице, — переживает Тушменцев.
Пострадавшие обращались во всевозможные инстанции: полицию, администрацию города, прокуратуру, и даже писали главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. Однако уголовное дело на недобросовестного застройщика по статье «Мошенничество» заводить не спешат: сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции не увидели состава преступления, о чем указали в официальном ответе. Следом пошли неоднократные жалобы в региональную прокуратуру, которая считает, что проверка проведена не в полном объеме. В пресс-службе ведомства корреспонденту «МегаТюмени» заверили, что держат ситуацию на контроле и проводят свою проверку для защиты прав граждан.
Известно, что предпринимателю Сергею Д. всего 27 лет, но за это время он успел набрать долгов на 66 627 215 рублей, из которых около 30 миллионов — это долги перед кредитными организациями и строительными фирмами, остальные — перед обманутыми тюменцами.
На звонки журналиста предприниматель не отвечает, но именно такие суммы значатся в его заявлении на банкротство, которое оказалось в распоряжении редакции от одного из кредиторов. В документе предприниматель поясняет, что его критическое финансовое положение вызвано отсутствием юридического образования, приостановлением льготного ипотечного кредитования на строительство частных домов в июле 2024 года, а также увеличением стоимости строительных материалов:
«Считаю точкой начала моего кризиса — утрату модульного дома, в результате неправильной транспортировки, вследствие чего мне пришлось повторно строить дом за счет денежных средств других участников строительства. В дальнейшем пытался исправить ситуацию с помощью заемных средств, но выровнять финансовое положение не удалось».
В собственности у горе-застройщика числится 5 земельных участков и дорогая иномарка, но даже этого не хватает, чтобы погасить все долги.
По мнению адвоката одного из кредиторов Дмитрия Щетинина, процедуру банкротства предприниматель проведет, но есть нюансы: не каждая процедура банкротства заканчивается списанием долгов, то есть банкротом признать могут, но долги не спишут.
― Наша задача, чтобы эти долги за ним после процедуры также остались, — отмечает юрист. Он также добавил, что возврат денег пострадавшим тюменцам маловероятен, но надежда на возбуждение уголовного дела до конца года не угасает.