Накануне отметили Всемирный день защиты прав потребителей. Уже в тридцать четвертый раз. Но если раньше речь шла только о «реальных» продавцах, то с развитием Интернета жалобы все чаще поступают на виртуальных торговцев. Причем права именно поклонников интернет-покупок защитить сложнее всего.
Ни денег, ни товара
Мария Комарова не первый год магазинам реальным предпочитает виртуальные торговые точки. Преимуществ много: от цены до возможности выбора, не вставая с дивана. О недостатках онлайн покупок девушка наслышана, но до недавних пор сталкиваться с товаром, не соответствующим тому, что было на «витрине», не приходилось.
- Обходилось всегда незначительными проблемами: не тот цвет, не тот рисунок, размер не подошел, - рассказывает Мария. - Но недавно вместо заказанного платья пришло совсем другое. Переговоры с продавцом по поводу обмена или возврата затянулись на несколько недель. Шансы добиться правды - минимальны, ведь деньги переводила на личную карту продавца.
Такая «обратная сторона медали» знакома практически каждому, кто делал онлайн-покупки. Обиднее всего, когда, отдав деньги, не получаешь совсем ничего либо дорогая покупка в реальности оказывается некачественной. Застраховать себя от подобных случаев невозможно, поэтому у каждого свои «меры предосторожности». Кто-то не покупает ничего дороже определенной суммы, чтобы в случае чего не было так обидно, кто-то тщательно изучает все отзывы предыдущих покупателей, а кто-то отоваривается только в интернет-версиях известных магазинов.
В случаях, когда вернуть деньги за некачественный товар мирным путем оказывается невозможно или продавца «и след простыл», идут в надзорные органы. Так, только в 2016 году в управление Роспотребнадзора по Тюменской области поступило больше двухсот обращений по вопросам прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом.
Чаще всего тюменцы жалуются на несоответствие поступившего товара заказанному, на «просрочку» доставки, неполучение оплаченного товара и на то, что после оплаты продавец перестал выходить на связь.
- По десяти таким обращениям в прошлом году управление провело проверки. В восьми случаях были выявлены нарушения законодательства, по ним составили протоколы об административных правонарушениях, пять из них направили в суд, - рассказали «АиФ» в Западной Сибири» в управлении Роспотребнадзора по Тюменской области. - По результатам рассмотрения материалов административных дел вынесено пять постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на сумму 65 тыс. рублей.
Вернуть можно
Как рассказали в управлении, в большинстве случаев защитить нарушенные права любителей интернет-покупок сложно, а иногда даже просто невозможно. Например, если продавец намеренно не соблюдает Закон о защите прав потребителей и не разглашает всю информацию о себе как о продавце. Поэтому еще до того, как нажать кнопку «купить», нужно узнать все не только о симпатичном телефоне или сапожках, но и о человеке (магазине), который его продает.
При этом отказаться от покупки можно в любое время до того, как не взяли в руки долгожданный товар, и в течение семи дней после того, как получили его. Также потребитель может вернуть покупку в течение трех месяцев, но товар должен быть как новенький и со всеми документами.
- При этом покупатель не может отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если он может быть использован исключительно приобретающим его человеком. Например, ваза с гравировкой имени владельца. Вещь изготовлена по заказу потребителя со специфическими условиями, и ее сложно перепродать, - прокомментировали в управлении Роспотребнадзора.
А как с деньгами?
Если покупатель отказывается от товара, продавец должен вернуть ему деньги, на возврат по закону дается десять дней. При этом потребитель должен знать, кому он перечислил свои кровные: какому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Информация о продавце должна быть на сайте.
Но часто в интернет-покупках деньги покупатели перечисляют со своей карты на карту физического лица. Так продавец экономит на налогах. Однако в этом случае взаимоотношения продавца и покупателя под законодательство в сфере защиты прав потребителей не подпадают. Более того, здесь уже «попахивает» уголовным делом для торговца. Ведь для возврата денег покупатель будет уже писать заявление в полицию, а не в Роспотребнадзор.
Отказаться от онлайн-покупок сегодня практически невозможно, но подкупающая цена товара - порой только приманка. Поэтому специалисты советуют: чтобы не искать затерявшегося в просторах Интернета продавца, нужно сто раз проверить его данные и один раз нажать кнопку «купить».
Смотрите также:
- От кого защищать? В бедах детей всегда виноваты взрослые →
- «Дизайнерский» кайф. Чем манят тюменцев соли и спайсы →
- Как избавится от пародонтита? Стадии и методы лечения →