«Не слышим, но чувствуем». Как живут люди с нарушениями слуха

Валерия Попова / личный архив

В последнее воскресенье сентября отмечается Международный день глухих. На сегодняшний день в России, по данным Минздрава, насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан. При этом статистика не охватывает все категории людей, страдающих нарушениями слуха. По оценке Всероссийского общества глухих заметные проблемы со слухом имеются у 13 миллионов жителей России, более миллиона из них – дети. Как живут люди с нарушениями слуха в материале tmn.aif.ru.

   
   

Комбинация генов

Глухота может быть как врожденной, так и приобретенной. Но нельзя сказать, что мир без звуков – это общественная изоляция. Тюменка Валерия Попова не слышит, но ведет активную жизнь: руководит кружком жестовой песни и преподает русский жестовый язык.

До двух лет Валерия была здоровым и активным ребенком, а потом обычная простуда переросла в воспаление легких. Лечили антибиотиками, которые дали осложнение на слух и окружающий мир для Валерии погрузился в тишину. Болезнь не помешала ей окончить школу, получить профессию и создать семью. В 1995 году на праздничном мероприятии, посвященном Дню глухих, Валерия познакомилась с будущим мужем Андреем. Он не слышит с рождения. Девять лет назад в их семье родилась дочь Снежана.

«Я сразу знала, что ребенок будет плохо слышать, – говорит Валерия. – Потому что у мужа врожденная тугоухость. Хотя его родители – слышащие люди».

Специалисты отмечают, что на самом деле, все зависит от комбинации генов. У людей с нарушением слуха может родиться слышащий ребенок, но предрасположенность к тугоухости, несомненно, есть. 

Избежать тугоухости Снежане не удалось, к своему недугу она относится спокойно и свободно общается с родителями на языке жестов.

В семьях, где оба родителя с нарушением слуха, дети буквально с рождения знакомятся с языком жестов. Они понимают гораздо больше, чем те ребята, которые начинают изучать особый язык в более старшем возрасте. Говорить на пальцах они учатся не только глядя на родителей, существуют мультфильмы и сказки, переведенные на язык жестов.

   
   
Фото: личный архив/ Валерия Попова

Снежану начали учить жестам с семимесячного возраста. В год и шесть месяцев девочка начала осваивать ручную азбуку – дактиль, и в два с половиной года уже хорошо ее знала. С пяти лет Снежана начала сама активно изучать жесты.

Сейчас девочка учится в 77 школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Во время обучение большой упор делается на то, чтобы дети умели читать с губ. Снежана старается, но, если девочка не понимает, учительница может подсказать ей дактилем.

Есть у Снежаны и увлечения: больше всего она любит кататься на роликах и горных лыжах.

Можем и хотим говорить

Валерия преподает жестовую песню для глухих. Это особый вид искусства, в котором текст песни транслируют движениями, а не словами. Под громкую музыку и голоса известных певцов исполнители с помощью жестов и пластики передают смысл и настроение песни.

«Музыку мы не слышим, а чувствуем. Сложность исполнения жестовой песни в том, что сначала исполнителю нужно принять произведение всей душой. Очень важно, чтобы при исполнении играли и лицо, и тело. Слабослышащим легче дается пластика, ведь вследствие болезни лучше развито зрительное восприятие. Поэтому быстрее воспринимается техника, через вибрацию чувствуются ритм», – рассказывает Валерия.

В кружке жестового пения и дома Валерия говорит на одном языке с окружающими. Но на улице, в общественных местах семья Поповых часто сталкивается с непониманием из-за отсутствия слуха.

«Глухие могут говорить, но не знают, как, потому что никогда не слышали речь. Самый простой способ общения с таким человеком – это письменная речь. Если нет под рукой бумаги и ручки, можно набирать текст на мобильном телефоне, – советует Валерия. – Глухие люди могут говорить и очень обижаются, когда их в обществе называют глухонемыми».

Валерия как преподаватель русского жестового языка рекомендует людям, имеющим потерю слуха с рождения, научиться говорить на пальцах с самого раннего детства.

«Многие слышащие родители детей с нарушением слуха против того, чтобы они изучали жестовый язык. Но ведь зная его, ребенок может иметь богатый словарный запас русского языка, – отмечает Валерия. – Я за то, чтобы в школах, где учатся дети с нарушением слуха, проводили уроки русского жестового языка. И еще необходимо в регионе развивать штат квалифицированных сурдопереводчиков, а не просто тех, кто ради хобби учится говорить на пальцах».

Женщина подчеркивает, что неслышащим трудно пользоваться русским языком в повседневной речи: их словарный запас небогат, многое нуждается в доступном объяснении. Поэтому, если мы хотим понять глухого человека и быть поняты им – нужно освоить их язык, хотя бы самые ходовые фразы.

Напомним, ранее мы писали, как учат сурдопереводчиков