Жители Тюмени возмущены счетами за услуги ЖКУ. В некоторых квартирах батареи едва теплые, то же самое касается и «горячей» воды из-под крана. Но температурные отклонения не единственная проблема, помимо этого, горожане утверждают, что во многих районах города мусорные баки постоянно переполнены. Подробнее — в материале tmn.aif.ru
Многоэтажные проблемы
Получив расчетки за теплый ноябрь, жители областной столицы не поверили своим глазам. Притом что средняя температура месяца составила —2 °C, только за отопление тюменцам придется выложить от 5 до 11 тыс. рублей. Социальные сети завалены фотографиями квитанций и жалоб. Потребители отмечают, что такие внушительные расценки выставляют вне зависимости от площади квартиры и фактического потребления тепла.
«В прошлом месяце заплатил 5 700 рублей, а в этом 9 250 рублей за 49 квадратов! Дальше, судя по всему, будет только хуже», — написал Nikolay Latvian в местном сообществе.
«Мы отопление за все время включали от силы пару раз. В октябре за 56 квадратов отдали 7300 рублей, за ноябрь — почти 10 000 рублей. Обращался в управляющую компанию — никаких объяснений, платите и все!» — рассказывает тюменец Олег Клиев.
Отопительный сезон стартовал в Тюмени 23 сентября. С тех некоторые жильцы многоквартирных домов жалуются не только на счета в квитанции, но и на едва теплые батареи.
«В нашем доме на Баумана, 27 нет отопления с 17 октября. В некоторых квартирах батареи остаются холодными, а в системе стоит невыносимый гул. Нам объяснили это тем, что трубы может разорвать, поэтому подача идет под маленьким давлением», — написала в соцсетях одна из жительниц пятиэтажки.
Юрист в сфере коммунальных споров Василий Крохоткин отмечает, что отключать отопление в зимой нельзя. Тем не менее законодательство допускает возможные перерывы подачи тепла в случае аварийных или профилактических работ.
«Температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C, в угловых комнатах — +20 °C. В случае аварии, если квартиры „остыли“ до +10 °C, отключение не должно превышать 4 часов. Допустимое время перебоев в месяц — 24 часа. Если отопительный сезон начался, а батареи недостаточно теплые, необходимо обратиться в управляющую компанию. Температура труб должна составлять около 70 °C», — рассказывает Крохоткин.
Батареи могут недотягивать по нескольким причинам: при слабом напоре воды, поступающей в систему, что зачастую происходит во время перекрытия радиаторов в соседних квартирах. Также температурные перебои могут быть связаны с образованием воздушных пробок, при неправильном подключении системы отопления или при засорах в батареях.
«Чтобы доказать вину УК, жильцам придется заказать экспертизу, которая замерит воздух в помещениях. Если он окажется ниже нормы, потребители могут потребовать с нее перерасчет», — советует Крохоткин.
«Чтобы узнать данные по реальному потреблению тепла в собственной квартире, нужно запросить показатели ОДПУ у управляющей компании за то время, год, за которые вы хотите сделать перерасчет. Сотрудники организации обязаны предоставить информацию в течение трех рабочих дней. Если они этого не делают, то необходимо подать жалобу в местную жилищную инспекцию, прокуратуру или суд. В последней инстанции также можно потребовать штраф в размере 50% от суммы взыскания за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке», — говорит юрист.
Наказать рублем?
Проблемы с отоплением — не единственная коммунальная претензия горожан. Жители микрорайона Плеханова, Велижанского тракта, Мыса и Восточного округа регулярно оставляют нелестные отзывы о своевременном вывозе ТКО — отходов. Жалобы звучат по-разному, но смысл всегда один: «Территория мусорных баков напоминает свалку, а „коммуналку“ оплачивают исправно».
В тюменском экологическом объединении отметили, что в соответствии с СанПин вывоз твердых коммунальных отходов проходит с 7 утра до 23 вечера — без перерывов на выходные и праздничные дни.
В ведомстве также напомнили, что с 1 сентября 2025 года региональные операторы больше не отвечают за площадки по сбору ТКО. Следить за их состоянием должны собственники земельного участка, и если речь идет о многоквартирных домах, то это прямая ответственность управляющих компаний.
«Если оператор выполняет свою работу некачественно: не вывозит вовремя мусор, оставляет после себя грязь или приезжает в ночное время и шумит, сокращает количество контейнеров, а также ставит их в труднодоступное место — это нарушение управляющей компанией договорных отношений, как как именно она отвечает за качество, предоставляемой услуги по ТКО», — говорит юрист Александра Николаева.
Чтобы призвать «управляшку» к ответственности, жильцам надо составить жалобу с фото и видеодоказательствами.
«Ее можно отправить электронной почтой, Почтой России или отдать лично. На обратную связь компании дается три дня, в случае неудовлетворительного ответа можно обратиться в жилищную инспекцию. Их сотрудники должны приехать на место, лично убедиться, что мусор не вывозят, после чего составить протокол и наложить на УК штраф», — рассказывает Николаева .
После этого жильцы могут добиться от «домовых смотрителей» корректировки счетов за вывоз мусора.
«Очистить» совесть
В тюменском «Водоканале» после жалоб тюменцев на «ржавую, вонючую струйку из-под крана» заявили, что вода, подаваемая в город, проходит все необходимые проверки и соответствует санитарным нормам. Возможное ухудшение связано с внутридомовыми сетями, за состояние которых отвечают управляющие компании.
«Грязная или едва теплая вода может быть связана с авариями, недостаточной промывкой сетей, неисправностью теплопунктов или плохим состоянием домовых труб. Чтобы зафиксировать нарушение, нужно собрать доказательства. Можно снять воду на видео и набрать ее образец в бутылку. Лучше всего, если то же самое сделают и соседи, поскольку коллективное обращение будет эффективнее», — говорит Александра.