Всё население - два пенсионера. Как живут в умирающей деревне  

Оксана Титенко / АиФ

У каждой деревни, как у людей, своя судьба. Рождаются, взрослеют, а со временем исчезают с лица земли. В деревне Тёмной Тюменской области когда-то кипела жизнь: жители строили дома, выращивали хлеб, держали скот, играли свадьбы, воспитывали детей. Сейчас она почти обезлюдела. Здесь живут всего два человека. Подробнее - в материале «АиФ-Тюмень».

   
   

У трех озёр

Деревня Тёмная обозначена на навигаторах, но дорога сюда есть только зимой по морозу и летом посуху. В распутицу – не проберешься. Поэтому, если кто и думает наведаться, ждёт хорошую погоду.

Здесь нет газа, водопровода и магазина, не говоря уже об аптеке или фельдшерско-акушерском пункте. На всю деревню всего два жителя и оба пенсионеры. Топят печи, воду пьют колодезную, хлеб пекут сами. Продукты питания на месяц закупают в соседнем селе Лапушино, что в восьми километрах от Тёмной. Иногда товары первой необходимости двум старикам привозит глава поселения, в состав которой входит деревня.

На местах, где когда-то цвели сады, стояли клуб, начальная школа, больница, магазин - всё заросло бурьяном. По воспоминаниям старожилов, в послевоенное время в Тёмной было несколько улиц на 40 дворов. Местные выращивали картофель. За деревней был большой общественный погреб, где хранили все овощи. Теперь вдоль единственной улицы Озёрной видны лишь остовы разрушившихся домов.

С этой тяжёлой, унылой серостью контрастирует природа. Она вне времени. Уходят люди, умирают деревни, а вокруг - нетронутые цивилизацией леса и водоёмы. Тёмная раскинулась у трех озёр: Северное, Лебяжье и Тёмное. Они окружают небольшой участок леса, который местные называют «в острову». В этом месте время будто останавливается и в оглушительной тишине охватывает умиротворение.

Природа здесь богата грибами, ягодами, рыбой и дичью. Фото: личный архив/ Валерий Курочкин

Как говорится, живи да радуйся. Так здесь и было когда-то: жили люди и радовались, обосновываясь, думали на века. Но перестройка всё перевернула с ног на голову. Совхоз «Первомайский» развалился, работы и перспективы в деревне не стало, население подалось в город.

Дружно жили

В Тёмном остались одни пенсионеры. Тринадцать лет назад было четыре жителя. Сегодня - ровно половина. Один из них переехал в деревню десять лет назад из районного центра. Построил дом и живёт в своё удовольствие: рыбачит, разводит голубей и сазанов. Второй - Валерий Курочкин. Ему под семьдесят лет. Всю жизнь пенсионер живёт в небольшом пятистеннике. В нём он родился и вырос. Когда-то это был хороший, крепкий дом. Сейчас под стать хозяину и деревне – старенькая избушка.

   
   

Валерий Александрович несмотря на возраст, держит небольшое хозяйство: овец и пчел. Беседовать с ним трудновато – с рождения плохо слышит. В детстве он учился в школе для глухонемых в Ачинске Красноярского края. Позже работал в одном из заводов Омска, но недолго, вернулся в родные края. С тех пор и живёт в Тёмном. Всю округу Валерий Курочкин знает «назубок». В молодости часто ходил на рыбалку и был знатным охотником.

«Осенью и зимой ходил на пушных зверей: норку, бобров, енотов, ондатру, куницу, колонка, барсука и лисицу. У нас водятся ещё и косули, кабаны, лоси. Периодически появляются волки, потом убегают в сторону Орловского заповедника и Армизонского района. Никогда на нас не нападали», - рассказывает старожил.

Без гармони не обходился ни один праздник. Фото: личный архив/ Валерий Курочкин

Валерий Курочкин помнит, какой раньше была Тёмная. Иногда перед его глазами, как в киноплёнке, встают кадры из прошлого. Вот начальная школа, из которой гурьбой после уроков выбегают дети. Он и сам учился в ней читать и писать. Вот магазин, в куда спешат за свежим хлебом хозяйки.

«Жили мы дружно, не ссорились, праздники вместе отмечали в центре деревни. Часто вспоминаю односельчан, такие все хорошие люди были, - говорит пенсионер. - Зачем уехали? Чего ищут? У нас ведь тут раздолье. Пастбища хорошие, скот можно вырастить упитанный, в нашей семье раньше большое хозяйство было, только коров несколько голов. Нет, я никуда не поеду.  Без своей родной деревни сойду с ума».

«Всё равно тянет сюда»

Своей семьи у Валерия Александровича никогда не было – не сложилось. Но старик не одинок. Почти каждое лето его навещает племянница Татьяна Мясникова. Она с семьёй много лет живёт в Ханты-Мансийске, но не забывает о деревне, в которой провела детство.

Валерий Александрович любит, когда к нему приезжает племянница с семьёй. Фото: личный архив/ Валерий Курочкин

«Пока в декрете была, не ездила сюда лет пять. Да и хорошей дороги напрямую нет – в плохую погоду добираемся объездными путями. Деревня умирает, но всё равно тянет в родные места. Стараюсь каждое лето бывать здесь с семьёй. Дядю Валеру проведаю, могилки усопших родственников прибираю, - говорит Татьяна. - Для меня Тёмная – это райский уголок. Душой здесь отдыхаю. Красивая природа, чистый воздух, кругом озёра и спокойствие. Помню, как на летние каникулы приезжала к бабушкам и дедушкам. Собирались и мои двоюродные братья, сёстры, подруги, все вместе мы купались в озере, строили шалаши, играли в прятки, ходили в лес по грибы и ягоды. А какими же вкусными были у бабушек блины, булочки с маком, пироги, хлеб. Дедушки практически каждый день приносили улов рыбы с озера. Никогда не забуду вкус жареных карасей из русской печи».

Приезду племянницы с семьёй Валерий Александрович каждый раз искренне радуется. На некоторое время в его доме становится шумно и весело. Взрослые хлопочут по хозяйству, по улице со смехом носятся дети. Совсем как раньше, в светлые времена Тёмной.

Посмотреть как жила в прошлом деревня Тёмная и какой она стала сейчас, можно по ссылке.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, в Тюменской области насчитывается 1268 сельских населённых пунктов, в 93 деревнях региона проживают от одного до десяти человек. По сведениям из книги «Тюменская деревня. Далекая и близкая», из 924 исчезнувших деревень на юге региона на Тобольский район приходится 179. Последние 10 из них исчезли в 2004 году, а предыдущие умерли ещё в 60-80-х. В Нижнетавдинском районе уже нет 148 деревень. В Голышмановском округе исчезли около 30 деревень. За последние10 лет – закончилась жизнь двух населённых пунктов: разъезда Скакуново и малой деревни Медвежка. На грани вымирания Тёмная и Святославка.