На убой! В селе под Тюменью обнаружили очаги смертельной болезни скота

Олег Белов / Из личного архива

В селе Салаирка недалеко от Тюмени ветеринары обнаружили четыре очага неизлечимой болезни крупного рогатого скота. Теперь все животные отправятся на убой. «Смертный приговор» буренкам вынесли по результатам анализов. Подробнее в материале tmn.aif.ru.

   
   

Отсрочка на казнь

Раз в полгода ветеринары берут анализы у всего крупного рогатого скота в частных подворьях и фермерских хозяйствах. В числе прочего животных проверяют на одну из самых опасных болезней – лейкоз. При этом хроническом инфекционном недуге у скота образуются опухоли в кроветворных и других органах, возникает лимфоцитоз. 

«Важно отметить, что в Салаирке все коровы инфицированы, то есть болезнь у них протекает скрыто, пока нет изменений в крови. Поэтому их нельзя называть больными», - рассказал начальник отдела противоэпизоотических и специальных ветеринарных мероприятий Управления ветеринарии Тюменской области Сергей Палагин.

Тем не менее обнаруженный недуг становится для коров смертным приговором, вопрос только в сроках его исполнения. Содержать такое животное опасно - заразиться может и другой скот. По словам эксперта, хозяевам на убой животного дают время от нескольких месяцев до года, в зависимости от ситуации. Допустим, если корова готовится к отелу, исполнение приговора могут продлить, так как теленок от инфицированной мамы рождается здоровым и хозяева не останутся без кормилицы. 

Так как болезнь не относится к числу особо опасных, владельцам скота государство ничего не возмещает. Более того, везти корову на убой придется самостоятельно, и самому оплатить расходы на «казнь». Ценник в убойных пунктах разный, но иногда владельцы таких цехов соглашаются на бартер, допустим, оставляют себе внутренние органы скота. Вопрос утилизации тушки зависит от результатов анализов мяса, если в нем есть изменения - на утиль. 

Доживает свой век инфицированная корова в особых условиях: отдельном помещении, без контакта с другими животными, а если летом, то и без выпаса. Хозяева периодически обязаны дезинфицировать ее «палату».

Только после кипячения

Пить молоко инфицированной коровы самим или отправлять его на переработку не запрещается. По словам Сергея Палагина, молоко инфицированных коров после кипячения абсолютно безопасно. К слову, даже если буренка здорова, специалисты Управления Роспотребнадзора советуют не пить сырой продукт, а если он куплен с рук у незнакомых людей – тем более. Во время дойки в молоко могут попасть различные микроорганизмы, поэтому на промышленных предприятиях его перед поступлением в продажу пастеризуется.

   
   

«В 99% случаев у инфицированных животных нет изменений в организме и их мясо можно употреблять. К тому же, так или иначе, оно всегда подается к столу приготовленным, значит, все риски сведены к нулю», - говорит Сергей Юрьевич.

По словам Сергея Палагина, лейкоз крупного рогатого скота – актуальная проблема не только для Тюменской области, но и для страны с целом. С этой болезнью ветеринары борются уже несколько десятилетий, но пока противостояние идет с переменным успехом. Эксперт считает, что решить проблему можно при условии, что все хозяева будут ответственно относиться к покупке скота. Не будут приобретать животных, минуя ветеринарную службу, без анализов и прививок.

 

СПРАВКА 

Лейкоз крупного рогатого скота  – хроническая инфекционная болезнь, характеризующаяся лимфоцитозом или образованием опухолей в кроветворных и других органах и тканях.  Особую актуальность она приобрела из-за близкого родства ее возбудителя с вирусом Т-клеточного лейкоза человека.

Лейкоз КРС передается при прямом контакте с больным животным, а также через слюну, молоко, околоплодные воды, плаценту, кровь и спермы от инфицированного быка. Вирус могут разносить кровососущие насекомые.

Возбудители лейкоза, в первую очередь, обнаруживаются в молоке, поэтому фермеры обязаны регулярно отвозить образцы жидкости в микробиологическую лабораторию для исследования.