Без вариантов. Как решить проблему с потопами от соседей

При выявлении происшествия вызывают специалиста из ЖЭУ, следы затопления фиксируют на фото. © / Юлия Граб / АиФ

«Сосед сверху пьющий, вечно без денег, за долги у него поставлены заглушки на канализацию. Но его это не беспокоит, как и то, что он топит меня уже много лет. Свою вину он не признает, а управляющая компания не вмешивается. Что делать?».

   
   

Такие обращения не единичные в редакционной почте «АиФ-Тюмень». Действительно, многоквартирный дом - это не только доступность к благам цивилизации, но и высокий риск пострадать от них, если твой сосед сверху случайно/специально (нужно подчеркнуть в конкретной ситуации) вдруг залил тебя водой или вовсе ошпарил кипятком. Сюда же относятся беды с электрической проводкой и канализацией.

Вариантов решения проблемы не так уж и много: лучшее из возможного - предотвратить риск неблагополучного соседства, перестраховаться самому от подобных конфликтных ситуаций, если случился потоп, попробовать договориться полюбовно, если нет - решить вопрос через суд. Крайней мерой является выселение граждан, но для того чтобы пройти этот долгий путь, потребуется не один год хождений по долгосрочным судебным процессам по вопросу выселения нерадивого соседа. Рассмотрим подробнее все варианты развития событий.

Лучшее из возможного - предотвратить риск неблагополучного соседства. Фото: АиФ/ Юлия Граб

Видели очи, что покупали

Предупрежден, значит, вооружен, поговаривали древние римляне. И они бы точно не стали селиться в дом, не зная своего соседа. Покупка жилья в многоквартирных домах хотя и подразумевает изучение всей подноготной квартиры, но не гарантирует того, что продавец или лицо, продающее эту квартиру по доверенности, расскажет вам всю правду о жильцах дома, как и то, что его подвигло избавиться от имущества.

«Признаваться в том, что вас достал неугомонный вечно пьяный сосед, неудобно и нелогично. Да и продать по рыночной цене квартиру с испорченной репутацией вряд ли получится. Поэтому выбор объекта на вторичном рынке должен, помимо базовой проверки чистоты документов и состояния дома, включать в себя и характеристику ближайшего окружения. Я сталкивалась с тем, как чрезмерно вежливая пожилая женщина оказывалась настоящим монстром по отношению к своим новым молодым соседям: она постоянно звонила в полицию, писала заявления на шум и пьяные гулянки новоиспеченных владельцев квартиры, пока там не выяснили, что женщина жалуется даже в те дни, когда собственников просто нет в городе. Гарантировать клиентам, что вот если ты купишь эту квартиру, то все у тебя сложится нормально, тоже сложно: быть может, завтра в их подъезд заселится такой человек, что вздрогнет весь дом. Поэтому я всегда говорю: смотрите в оба. Если собрались покупать именно эту квартиру, не поленитесь сами провести вечер-другой на улице рядом с лавочкой, приглядитесь к контингенту, с которым вам жить через стенку и здороваться в лифте по утрам», - пояснила эксперт по недвижимости Ольга Базаева.

Договориться полюбовно

Решить вопрос мирным путем удается большинству соседей. Все люди, все понимают свою меру ответственности.

«Нас затопило прошлым летом, в день рождения младшего сына. Причем кипятком. Супруга проснулась в четыре утра и обнаружила, что натяжной потолок в ванной комнате провис почти до пола. Побежали к соседям сверху. Они, обнаружив подтеки в своей ванной, мужественно помогали сливать эту горячую воду. Одному с этим было справиться нереально, тем более что в этом натяжном потолке скопилась вода высокой температуры. Как потом оказалось, топили даже не они, а наша новая соседка, которая жила над ними. Девушка купила квартиру, и ей не совсем качественно сделали ремонт. Когда сорвало трубу, ее даже дома не было. Как она выясняла отношения со своими ремонтными бригадами, я не знаю, но мне она компенсировала затраты полностью: оплатила установку нового потолка и замену обоев в прихожей. От горячей воды «жидкие обои» просто сползли на пол», - рассказывает Иван.

   
   

Традиционно при выявлении происшествия вызывается специалист из ЖЭУ, следы затопления фиксируются на фото, составляется акт, который подписывают обе стороны. Потом приглашается независимая оценочная компания для выявления ущерба и подсчета размера компенсационной выплаты. «Если виновник происшествия согласен и идет на мировую, то берите денежную компенсацию и расходитесь по домам делать ремонты. А вот если договориться не удалось, то приступать к ремонту самостоятельно не стоит ни в коем случае. Иначе рискуете стать заложником ситуации, когда суд назначит повторную экспертизу повреждений по настоянию виновной стороны, а вам предъявлять будет уже нечего», - советует юрист Дмитрий Батурин.

По решению суда

Из всей линейки судебных исков отдельной колонной стоят обращения в адрес тех самых асоциальных элементов, которые просто доживают свой век в квартирах, доставшихся по наследству, и годами копят коммунальные долги. И вот тут начинается самое интересное: с одной стороны, закон дает возможность в судебном порядке произвести такое выселение, а с другой - запрещает лишать единственного жилища гражданина. Фактически разрешенная законом мера выселения не работает: если надо выселять, то встает вопрос: в какой мобильный фонд этот асоциальный элемент переедет?  А если обойтись без фонда, то за чей счет будет произведена компенсация утраты имущества?

По мнению председателя Общественного совета при департаменте ЖКХ Тюменской области Владимира Васильева, решение споров с вечно пьющим и портящим имущество соседом возможно, если сосед проживает в муниципальном имуществе по договору соцнайма. «Там черным по белом прописаны условия его проживания, в том числе и есть пункт по содержанию жилья. Если он нарушается, есть повод дать сигнал в органы и добиться прекращения договора. А вот если речь идет о собственнике квартиры, которая плюс ко всему у него единственная, то не помогут даже положительные решения суда. После определенной череды действий вы получите на руки решение, но столкнетесь с невозможностью его исполнения. На моей памяти в регионе было только единичное выселение из муниципального фонда за дебоширство и ухудшение условий проживания соседей. Но это скорее показательно! Ни один регион России не может похвастаться наличием мобильного жилого фонда для подобных переселений. На практике все остается на уровне невозможности исполнить принятое судом решение. Точно так же, как с него не могут взыскать долги по коммунальным платежам и так далее», - пояснил эксперт.