До 6 лет молчит – бейте тревогу. Логопед Тюмени о речевых проблемах детей

Юлия Кохановская пришла в педагогику по призванию. Со школы мечтала посвятить себя работе с детьми, и вот уже свыше 15 лет она – один из лучших логопедов города. О том, какие речевые проблемы ей приходится решать, читайте в материале tmn.aif.ru

   
   

Страшно, когда не говорит

Тюменка работает в реабилитационном центре «Пышма» с детьми-инвалидами с тяжелым нарушением речи.

 Как отмечает Юлия Николаевна, сейчас стало очень много малышей с речевым нарушением. Еще и добавились поведенческие проблемы. Дети становятся сложнее. За год у логопеда на реабилитации бывает 160 детей. Основной поток – это дошкольники. У подростков, в основном, наблюдается заикание и дисграфия – нарушение письменной речи.

Причина речевых проблем чаще всего связана с патологией во время беременности. Однако зачастую родители ждут до последнего и долго не обращаются за профессиональной помощью.

«Всегда хочется сказать родителям: если ребенок не говорит, не ждите до 5 лет. Очень страшно, когда ребенок заходит в кабинет, ему уже 6 лет, а он не говорит», – отмечает специалист.

Логопед подчеркивает, что начинать коррекционную работу по развитию речи ребенка в 5-6 лет – это уже поздно. Речевой период у него, как минимум, должен длиться четыре года. Конечно, работа будет вестись, но быстрого результата достичь не получится.

«Родителям стоит обращаться и к такому специалисту, как невролог с жалобами на то, что ребенок плохо, мало или совсем не говорит. А уже потом к логопеду. И не делать скидку на пол, ведь многие считают, что если мальчик, то он априори позднее начинает говорить», – говорит эксперт.

Также родители должны отмечать, когда ребенок начал садиться, когда вставать. Если слишком поздно – это уже тревожные звоночки. То же касается, если у ребенка отсутствовали гуление и лепет.

«Если вы наблюдаете такие симптомы, значит, стоит обратиться к логопеду, чтобы все это предотвратить, ведь есть ранняя коррекционная работа. На консультацию можно приходить, начиная с 1,5 лет», – добавялет логопед.

   
   
Специалист советует больше разговаривать с детьми. Фото: личный архив/ Юлия Кохановская

Гаджеты отнимают речь

Гаджеты, в том числе, играют негативную роль в развитии речи. Конечно, специалист не против их использования, считает, что во всем нужна мера.

«Бывает, родители приходят к логопеду на прием и жалуются на скудный словарный запас ребенка. А на вопрос, читают ли они что-то своим детям, отвечают отрицательно. В основном, родители сидят в гаджетах и их дети также. Но гаджеты отнимают главное у детей – речь, – отмечает логопед. – На детских площадках не лучше картина. Мама сидит на скамейке с телефоном, рядом ребенок неприкаянный. А можно в это время подойти к дереву, которое растет неподалеку. Поговорить о его веточках, например. Достаточно уделить ребенку 5-7 минут и пообщаться с ним, чтобы его речь стала богаче. Заучивание стихов также может помочь в говорении».

По словам специалиста, в центре также проводится и постреабилитационное сопровождение родителей. Есть связь по скайпу, онлайн-лекции, в том числе, и для коллег-логопедов.

 «Моя работа отличается от работы обычных логопедов тем, что они видят ребенка в течение года, например, работая в детском саду. А я в центре «Пышма» вижу этого ребенка в течение двух недель. Это очень короткий промежуток времени, поэтому моя задача максимально точечно подобрать коррекционную программу, в которой активное участие принимают все логопеды», – делится педагог.

В будущем специалист планирует быть наставником для своей дочери, ведь она тоже пошла по ее стопам.

«Также я хочу создать свой канал в соцсетях, чтобы рассказывать, как помочь детям с тяжелыми нарушениями речи, – делится педагог. – Ведь эта тема очень актуальна как для моих коллег, так и для родителей. Правильная, богатая и грамотная речь – это основа нашей жизни».