Недавно в деревне Ишменево Тобольского района вспыхнула гаффская болезнь. Один из двух селян, доставленных в больницу, умер, второй до сих пор лечится. Тяжелое малоизученное заболевание передается через рыбу - источник еды и заработка жителей Заболотья. Самое страшное последствие недуга - необратимые разрушения мышечной ткани всех жизненно важных органов и, как следствие, смерть. Как изменилась жизнь селян с появлением гаффской болезни, в материале «АиФ-Тюмень».
Тени прошлого
Тобольское Заболотье переплетено паутиной озер, болот и рек, среди них рассыпаны чуть больше десяти деревень - маленькие и большие. По одной из версий люди осели в этих местах, спасаясь от Ермака. Добраться до населенных пунктов непросто: по воздуху - самолетом, на моторной лодке летом или по зимнику с наступлением холодов. Газа, водопровода, интернета - нет, сотовая связь - местами и определенных операторов. В некоторых деревнях электричество добывается только через генераторы. Для жителей большой земли это непонятные и даже дикие условия. Для местных - малая родина, дом.
В 2019 году о деревне Ачиры узнала вся страна. В местном озере Андреевском нашли малоизученную и тяжелую гаффскую болезнь. Что это и откуда взялось, до сих пор никто не может сказать. Все еще идут исследования. Спустя два года зараза вспыхнула уже в соседнем Ишменево.
«Здесь живут почти 130 человек, есть ФАП, сельский клуб, начальная школа, - рассказывает глава Ачирского сельского поселения, куда входит и Ишменево, Дильнур Яналиев. - После четвертого класса ребята учатся в Ачирах. Живут в интернате. На три деревни-поселения - 102 ученика».
Расстояние от Ишменево до Ачир немаленькое. Если родители привозят детей с выходных на снегоходе по прямой - 25 км, летом по водному пути - 160 км или 4 часа на моторной лодке. Молодежь старается осесть в городе, мало кто возвращается в родные места: работы нет, дорог нет. Электричество и то стало бесперебойным только с 2018 года, до этого дизельный генератор запускали строго по времени: с 16:00 и до полуночи.
Когда-то жизнь в Заболотье кипела, работали колхозы, продукция которых расходилась на весь регион. Сегодня о былом напоминают только тени прошлого: заржавевшая, брошенная техника, скелеты зданий.
«В Ачирах был колхоз «Красный промысловик», снабжавший сырьем Тобольский рыбзавод. Сладковатые мясистые караси озера Андреевского славились далеко за пределами района», - говорит Дильнур.
Для местных рыба - это основное блюдо во все времена: вареная и жареная, уха и пироги из карася. Теперь вылов в Ишменевском озере, как и в Андреевском, под запретом.
«Ездим на соседние озера, конечно, неудобно, а что делать, это ведь основной вид заработка наряду с дикоросами. Что насобираем, наловим, продадим, на то и живем весь год. Кроме сезонного сбора дикоросов и вылова рыбы, мужчины работают вахтовым методом, но преимущественно это те, кто помоложе. Основные покупки совершаем с осени по весну, пока есть зимник. Например, на мою семью из пяти человек нужно восемь мешков муки, несколько мешков сахара», - делится глава поселения.
Завозить товар с большой земли проблематично, особенно летом. Если учесть транспортные расходы, стоимость получается в разы выше, чем в городе. Поэтому часть расходов на продукты первой необходимости субсидирует район.
Пока есть зимник
Из-за гаффской болезни под запретом оказалась не только рыба из озера, но и вода. Зимой во дворе практически каждой семьи лежат выпиленные блоки льда. Их растапливают, на этой воде готовят, ее пьют. Сейчас в деревню три раза в неделю приезжает водовоз. Жители заботу оценили, а вот воду – нет: «Талая лучше, привычнее, вкуснее, без осадков».
В администрации Тобольского района рассказали, что деревнях Ишменевой и Иземеть появятся павильоны с отпуском питьевой воды в тару.
Эксперты обследовали скважины, оставшиеся еще со времен колхозов, и подтвердили возможность технического присоединения киосков. Специалисты взяли пробы воды, как придут результаты, начнется работа по установке павильонов. Работы нужно успеть провести, пока есть зимники. Позже сделать это будет сложнее и дороже. Напомним, что в селах Лайтамак и Ачиры водоразборные павильоны появились еще в 2016 году.
Когда зараза отступит и вновь можно будет рыбачить, никто не может точно сказать. По словам Дильнура Яналиева, каждый квартал специалисты Роспотребнадзора берут пробы воды, рыбы, водорослей со дна озера Андреевского. И так уже два года. Пока результаты не позволяют вернуться жителям к привычной жизни. Скорее всего, такое же регулярное обследование будут проводить и на озере Ишменево.
Ранее в д. Ишменево завершила работу бригада медиков областной больницы № 3 (г. Тобольск). Местных жителей обследовали терапевт, педиатр и фельдшеры. По информации врачей результаты осмотра и анализов показали, что признаков, указывающих на гаффскую болезнь, ни у детей, ни у взрослых не обнаружено.
Фельдшер д. Ишменево ежедневно следит за состоянием здоровья каждого жителя, особое внимание уделяет семье, чей родственник с диагнозом «Гаффская болезнь» получает лечение. Под медицинским наблюдением фельдшера находятся и жители соседней деревни Иземети.