Воск, гипс и золото. Ювелир о том, как делают украшения

Ювелирные изделия. © / Полина Кузина / АиФ

Сегодня, 31 января, профессиональный праздник отмечают самые дорогие специалисты - ювелиры. До сих пор азы этого ремесла часто передаются на практике, а не в учебных аудиториях. Каждый золотых дел мастер - это немного металлург, химик и обязательно художник и дизайнер. Почему в профессии остаются немногие и как изготавливают ювелирные украшения, в материале «АиФ - Тюмень».

   
   

Как у стоматолога

Освоение профессии ювелира у Константина Филиппова началось как в сказке или как в старинных историях о том, как сокровенное знание передается от мастера к ученику. Более десяти лет назад мужчина увидел объявление о том, что требуется ученик ювелира. И решил попробовать себя в новой сфере.

Константин Филиппов. Фото: АиФ/ Полина Кузина

- Меня научили, дали азы. Тогда я убедился, что, действительно, не каждый может быть ювелиром. Только при мне поменялось около пяти учеников. Работа интересная. Но очень кропотливая работа. Не у всех хватает усидчивости, чтобы часами сидеть на одном месте и делать очень мелкие детали, - откровенничает мастер.

Преодолевать себя Константину не пришлось. Оказалось, у него есть все необходимые качества для ювелира: и усидчивость, и внимательность, и художественный вкус. Интересно, что в Тюмени этой профессии не учат ни в одном колледже или вузе. Ближайшее специализированное учебное заведение находится в Екатеринбуре.

Чем больше работает мастер, тем больше ему требуется разнообразных инструментов. Константин использует в работе и наждачную бумагу, и фрезы, и стоматологическую бормашину. Кстати, запах как в кабинете у зубного врача в мастерской ювелира тоже бывает, например, при сверлении жемчуга.

- Оборудование закупаем в профильных магазинах. Золото приобретаем в банке, в некоторых ломбардах либо клиенты приносят свое, если хотят тот же цвет и ту же пробу. Если хотят другое, то изделие отправляем в Екатеринбург на аффинаж - очистку от всех примесей золота. Все другие металлы удаляются и получается 999 проба.

Идея украшения - совместная работа клиента с дизайнером. Часто заказчик знает до мельчайших подробностей, что бы он хотел видеть. При этом порой он не совсем понимает, как будет выглядеть изделие в процессе носки, бывает, возвращается с претензией, мол, сделали не то, что хотел.

   
   

При изготовлении ювелирного изделия сначала делают эскиз украшения.

Создается форма. Фото: АиФ/ Полина Кузина

Потом создается форма на основе воскового слепка (воск используется специальный ювелирный), затем слепок заливается гипсом. Гипс оставляют на ночь до полного высушивания, после чего выпекается в муфельной печи. И только потом заливается горячим золотом. На этом этапе мастер работает в респираторе и очках, чтобы не повредить глаза.

Гипс оставляют на ночь до полного высушивания, после чего выпекается в муфельной печи. Фото: АиФ/ Полина Кузина

Высшей пробы

В ювелирных магазинах часто продают серебро или другой сплав, покрытый золотом. Проба показывает, сколько золота в изделии, так если 585-я проба, значит, драгметалла в изделии 58 процентов. Остальное - другие металлы.

 Встречается золото разных цветов - от розового до белого, цвет зависит от пропорций других металлов. Сам по себе металл имеет желтоватый или лимонный оттенок. 

Ювелирные изделия. Фото: АиФ/ Полина Кузина

«Золото ни с чем не реагирует, ни с какими кислотами, окисляется только в Царской водке», - поясняет Константин.

Мастер знает, что цепочки из цельной золотой проволоки гораздо качественнее, чем сделанные из золотой трубки - пустотелые, которые быстрее вытягиваются и деформируются. С виду они абсолютно идентичны, одинаковой толщины, длины, но одна весит 5 граммов, другая - 15 граммов.

Золото не подвергается особым изменениям, если потускнело, то достаточно его прополоскать в горячей воде с моющим средством. Конечно, замечает мастер, свой первоначальный вид оно не вернет - останутся мелкие царапины. Если есть желание, чтобы украшение заблистало, его надо полировать.

Сам Константин к украшениям относится спокойно, не носит их. Ему больше нравится результат, удовлетворение от проделанной работы и самого процесса.

- У меня есть цепочка, браслет, кулон на случай, если мне понадобится металл для переплавки. Я не делаю вложения в золото и, кстати, зря, потому что этот металл с каждым днем дорожает. Буквально четыре года назад оно было в два раза дешевле, - отмечает мастер.

Основные клиенты - люди средних лет, предпочитающие классику. Молодые люди чаще приходят за классическими обручальными кольцами. Отправляют их к мастеру родители, ведь именно они сначала приходят переговорить. 

Среди необычных заказов Константину - огромный кулон в виде солнца с пятисантиметровым камнем по центру. Дизайн этого украшения обсуждали очень долго: два месяца по четыре часа подряд. Среди необычных клиентов Константина есть женщина, которая практически каждый год то увеличивает, то уменьшает размер кольца.