Ухват для заключенных. Какие истории хранит тюменский тюремный замок

Одно из старейших в Тюмени зданий следственного изолятора № 1. © / УФСИН России по Тюменской области

Красные кирпичные стены тюменского тюремного замка - одного из старейших зданий следственного изолятора № 1 - помнят многое. За более чем 200-летнюю историю исправдома через него прошли сотни тысяч заключенных, в том числе весьма именитых. Корреспондент «АиФ-Тюмень» прошла по узким коридорам и заглянула в камеру, в которой воссоздали атмосферу 18 века.

   
   

Почти как два столетия назад

По длинным лабиринтам коридоров СИЗО № 1, оказавшегося сегодня в самом центре Тюмени (в 1783 году это была окраина города), выходишь во двор к трехэтажному крепкому зданию и словно переносишься на несколько столетий назад. Толстые кирпичные стены до сих пор держатся на яично-известковой кладке, узкие зарешеченные окна - ровно в ряд с номерами камер, огромные двери и цифра 1786 над ними - год окончания строительства тюремного замка. Здание до сих пор служит по прямому назначению.

Следственный изолятор № 1, Тюмень. Фото: УФСИН России по Тюменской области

Заключенными заняты все три этажа здания и даже цокольный, где расположена камера-музей. По темному прохладному коридору с низкими потолками тянутся в ряд массивные железные двери с узкими глазками. Стоит посмотреть в сторону - видишь на себе пару глаз арестантов, с любопытством поглядывающих на гостей.

Здание до сих пор служит по прямому назначению. Фото: УФСИН России по Тюменской области

- Два столетия назад по этим же коридорам водили каторжников, только двери были деревянные. Камеру-музей от остальных отличает только соответствующая табличка и максимально воссозданный антураж 18 века. В таких сидели декабристы, писатели, меценаты и другие известные личности. Правда, сегодняшняя камера гораздо меньше той, что была раньше, - рассказывает заместитель начальника СИЗО № 1 Вячеслав Алыпов.

Во времена, когда в ней ждал пересылку Федор Достоевский, она была длиннее. В центре стоял стол, за которым заключенные ели, пили чай и общались. У входа - параша.

У стены стоит что-то похожее на ухват, но усыпанный с внешней стороны шипами, по словам Вячеслава Алыпова, этим приспособлением раньше в тюрьмах прижимали к полу разбушевавшихся заключенных, а шипы нужны были, чтобы арестанты не могли схватить его руками.

Слышен шум кандалов

На нарах лежит список тех, кто прошел через стены тюремного замка: Владимир Короленко, Николай Чернышевский, Александр Грин, известный хирург Валентин Войно-Ясенецкий, святитель Лука, декабристы, Федор Достоевский. Правда, мнения историков по поводу пребывания писателя в исправдоме, так называлась тюрьма с в 1918 по 1922-й, разнятся. Одни считают, что Федор Михайлович был в Тюмени на пересылке, другие утверждают, что эта информация неверна.

   
   
Федор Достоевский. Фото: Public Domain

Поручика инженерных войск Русской императорской армии в отставке, начинающего писателя и первого каторжника в русской литературе Федора Михайловича арестовали в 1849 году в Петербурге. К неприятностям его привели близкие отношения с кружком петрашевцев - одной из тайных организаций, названной по имени своего основателя Михаила Петрашевского. В присутствии единомышленников Достоевский несколько раз зачитывал запрещенное письмо Виссариона Белинского к Николаю Гоголю.

В заточении Достоевский провел восемь месяцев, на суде его приговорили к расстрелу

Полиция внедрила в организацию своего агента, а через него содержание бесед попало к властям. Вскоре начинающего литератора задержали. В заточении он провел восемь месяцев, на суде его приговорили к расстрелу. Позже приговор смягчили и заменили каторгой. В Рождество 1850 года писатель покинул Петербург в кандалах. Через Тобольск, Тюмень его доставили в Омск. Кстати, рядом с СИЗО № 1 проходит улица Достоевского.

«В кандалы заковывали не только руки, но и ноги арестантов. Раньше старожилы населенных пунктов Старотобольского тракта, по которому водили заключенных в Тобольск, рассказывали, что грохот кандалов был слышен в деревнях. В кандалах они находились круглые сутки, их не снимали, даже когда они выходили на работу», - рассказывает замначальника СИЗО № 1.

За всю историю тюрьмы только двум людям удалось побывать в ней в качестве арестантов и директоров. Один из них - Андрей Иванович Текутьев. Будучи купцом 2-й гильдии, он был осужден по ложному доносу вместе с приказчиком - якобы за продажу затхлой крупы. И с 6 октября по 6 ноября 1894 года отбывал наказание в исправительном учреждении. А в 1912 году был избран директором попечительского комитета.

От журналов до лаптей

На территории следственного изолятора № 1 есть еще одно памятное место - музей тюремной истории в административном корпусе. Здесь хранятся уникальные экспонаты: журнал надзирателя и справки царских времен. Шапка каторжника, подкандальник, разделочная доска с секретом, стеклянный флакон, изящная мыльница в виде книжки, внушительный лапоть узника, детская колодка ребенка, шедшего в Сибирь вместе с матерью, разделившей участь мужа, бирки, кандалы - все это было найдено на чердаке тюремного замка во время ремонта.

В музее. Колодка детская, лапоть. Фото: УФСИН России по Тюменской области

В экспозиции музея более 400 подлинных фотографий, документов и предметов, рассказывающих о жизни каторжан и сопровождающих их семей.

Список каторжан. Фото: УФСИН России по Тюменской области
Список каторжан. Продолжение. Фото: УФСИН России по Тюменской области

Среди письменных документов - списки каторжан, блокнотик с цифрами расходов казенных продуктов.

К сожалению, посмотреть на экспонаты может не каждый. Это режимное учреждение, просто так на территорию не попасть, но главное, сохранена история нескольких столетий страны, пусть и совсем нерадостная.