В России продажи автомобилей из Японии, Южной Кореи и Европы сокращались весь 2022 год, и к декабрю их отгрузки стали единичными. На место старожилов пришли китайские марки, продемонстрировавшие высокую активность на российском рынке.
С 19 по 25 декабря 2022 года из 12 тысяч проданных машин на российские марки пришлась 4 391 единица, на китайские – 4 302, это в сумме составило более 70%. При этом иномарки старой школы заняли меньше трети рынка, а доля чайнакаров впервые превысила 35%, хотя еще год назад колебалась в районе 5%. Такими данными своего исследования поделился портал 72.ру.
В 2020-2021 году авторынок «переболел ковидом»: из-за локдаунов и микропроцессорного кризиса произошел спад производства. В 2022 году о своем уходе объявила компания General Motors, в конце апреля от российских активов избавилась Renault, позже – Nissan и Ford.
Большинство марок воздержались от заявлений, но к концу осени оказалось, что если они и вернутся, то нескоро. Причины в большей степени были логистическими: даже при желании остаться производителям будет сложно наладить поставки компонентов. В итоге Skoda отказалась от завода в Нижнем Новгороде, Volkswagen приостановил калужское производство, Sollers выкупил завод Mazda во Владивостоке, а петербургский «кластер» Toyota и Hyundai занялся сокращением сотрудников. Сохранить производство прежних моделей смогли только АВТОВАЗ, УАЗ и тульский Haval.
В настоящее время выстраивается новая концепция автопрома, на этот раз с прицелом на восточных партнеров, в первую очередь на Китай. По мнению экспертов, китаизация автомобильной промышленности неизбежна. В этой тенденции они видят как плюсы, так и минусы.
Сейчас выбор народных автомобилей прост. Так, за сумму в районе 1 млн рублей можно купить Lada Granta и Niva, либо поискать за эти деньги что-то из параллельного импорта.
При наличии 2 млн рублей и более выбор резко увеличивается, но сводится к китайским маркам, среди них доминируют кроссоверы Haval Jolion, Geely Atlas, Chery Tiggo 4 и подобные модели.
В поисках экзотики можно опять же обратиться к ассортименту параллельного импорта, но нужно сразу задуматься о потенциальных проблемах, например, с наличием запасных частей (особенно кузовных деталей).