Меняя стереотипы: тюменцы получают электронные больничные. Количество выданных листков выросло в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Социальные выплаты теперь можно получить через интернет, не посещая госструктуры и нередко даже не предоставляя документы. Об этом говорили 23 октября на круглом столе, который провели «Аргументы и факты - Тюмень» совместно с Фондом социального страхования. Специалисты ФСС рассказали, как на ускорение цифровизации повлияла пандемия коронавируса и будут ли они возвращаться к «бумажным» процедурам.
Потерять невозможно
Электронные листки нетрудоспособности начали выдавать в нашем регионе и во всей России с 1 июля 2017 года. В то время фактически готовыми к новой процедуре в Тюмени оказались лишь с десяток медицинских организаций. Их количество постепенно увеличивалось, но самый большой рост произошел в пандемию. В 2017 году - около 2 тысяч, в 2018 году - 19 тысяч, в 2019 году - около 200 тысяч, за 9 месяцев 2020 года - уже около 300 тысяч электронных больничных. Сейчас уже 93 из 133 организации имеют лицензию для проведения экспертизы временной нетрудоспособности, все государственные учреждения в том числе.
По словам и. о. начальника отдела информатизации Тюменского регионального отделения «Фонда социального страхования» Анны Иримко, наша область занимает 25 место среди 85 регионов по количеству выданных электронных листов нетрудоспособности. Так, по сравнению с прошлым годом, в 2020 число выписанных больничных увеличилось в полтора раза. За девять месяцев текущего года в качестве возмещения за больничный Фонд социального страхования выплатил жителям региона около 2,2 млрд рублей.
Электронный листки имеют ряд преимуществ: не требуют подписи всех врачей (ставится электронная), не требуется покупать бумагу, создавать и хранить архивы. Человеку не нужно забирать больничный в медорганизации, сидеть в очередях, заверять его у врачей, затем везти в бухгалтерию. Нужно лишь сообщить номер листка, что просто сделать и удаленно, из дома. И, пожалуй, основное преимущество - такой больничный невозможно потерять или подделать.
«Подделать электронный больничный практически невозможно, на каждом этапе оформления он подписывается электронной цифровой подписью сотрудника медицинского учреждения, работодателем, сотрудником Фонда социального страхования. Как и прежде, работодателю недоступна информация о диагнозе работника, он закодирован», – прокомментировала Анна Иримко.
Все через сайт
Пандемия повлияла на ускорение всех процессов и перестройку работы всех ответственных ведомств. С конца марта 2020 года, когда были закрыты границы России и тюменцы возвращались из других стран, всем приехавшим необходимо было соблюдать двухнедельную самоизоляцию. Им полагалась выплата по больничному листу, оформлять который приходилось дистанционно в электронном виде. По данным ФСС, за девять месяцев 2020 года через интернет поступило около 150 тыс. заявлений от граждан Тюменской области. Большинство запросов - с портала Госуслуги.
Управляющая тюменского ФСС Динара Поштаренко пояснила, что ведомству пришлось очень быстро активизировать работу в онлайне. Полностью менять стереотипы, перестраиваться на новый формат оказания услуг. Что затронуло все сферы деятельности фонда. Необходимо было оперативно обрабатывать поступающие заявления. И сотрудники достаточно быстро сумели перестроиться и выполнить требования, которые нам выдвигало время по ограничительным мерам.
Выплат много
Фонд социального страхования – это не только больничный, организация осуществляет выплаты в связи с материнством, выдает пособия мамам при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, ведомство поддерживает пострадавших на производстве в результате несчастных случаев, оплачивает медицинскую реабилитацию, обеспечивает семьи всеми техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, проводит информирование страхователей по электронной почте. Отсюда и теснейшее сотрудничество с бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области, с пенсионным фондом, с сайтов Госуслуги, с волонтерами, с объединениями инвалидов.
«Все ведомства работают слаженно своевременно оказывая помощь гражданам даже в это тяжелое время удаленок, пандемии и постоянных ограничений, - пояснил уполномоченный по правам человека в Тюменской области Сергей Миневцев. - Жалоб на взаимодействие жителей города с перечисленными организациями, неверные или несвоевременные выплаты не поступало».
Депутат Тюменской областной думы Елена Кашкарова прокомментировала: «Хочу отметить Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования, как одно из наиболее активно информирующих о своих услугах ведомств, что позволяет снижать количество вопросов и проблем уже на первоначальном этапе. И это дает свои плоды, я вижу это по обращениям граждан на приемах - проблем, связанным со страхованием, меньше, чем могло бы быть.
Проектом «Крепкая семья», совместно с Фондом, было проведено несколько онлайн-конференций по проекту «Прямые выплаты, что дало возможность получателям пособий и выплат в кратчайшие сроки получить всю необходимую информацию о механизмах реализации проекта и тех моментах, на которые мамам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, обратить внимание.
В осенний период, в связи с ростом заболеваемости, ко мне поступают вопросы о несвоевременности закрытия больничных листов в медицинских учреждениях. На врачей и медицинский персонал сейчас приходится колоссальная нагрузка и, к сожалению, такая проблема действительно существует. Но переживать не стоит, никаких штрафов не последует, и выплаты будут начислены в полном объеме. В ходе круглого стола договорились с Фондом усилить информирование граждан по этой теме».
Фонд социального страхования теперь есть во всех социальных сетях, обратиться в ведомство модно через «Одноклассники», «ВКонтакте», Twitter, Facebook, Instagram, посмотреть полезные видеоролики можно и на Youtube-канале. Консультационной площадкой и местом для проведения онлайн-семинаров стал и портал «Детки».
«Доступность, открытость, внимание, доверие и сотрудничество – это то, что для нас сейчас самое главное и к чему мы стремимся в своей работе, - рассказала управляющая тюменского ФСС рассказала Динара Поштаренко. - Мы готовы не просто обрабатывать текущие запросы, но и решать сложные спорные ситуации. При обращении в ведомство сотрудники проконсультируют и сделают все возможное, чтобы разрешить даже серьезную проблему».
Социальный навигатор
В Тюмени разработано приложение для смартфонов «Социальный навигатор». В нем есть пользователю предоставляется информация о доступных ему пособиях в зависимости от жизненной ситуации. Рассказывается, по каким этапам и в какие сроки услуга будет оказана. В мобильном приложении есть несколько категорий: «Материнство», «Временная нетрудоспособность», «Инвалидность», «Несчастный случай на производстве», «Смерть близкого человека».
К тому же навигатор напомнит, когда нужно вновь подавать заявления, продлять услуги, пройти медкомиссию. Пользователи могут быть уверены, что здесь наиболее точная, полная информация, а заявления отсюда уйдут на официальные сайты ведомств.
Кстати, до конца этого года больничный по листку временной нетрудоспособности можно получить на любую банковскую карту, а не только на карту «МИР». Однако оформить последнюю все равно стоит, ведь только на нее перечисляются пособия по беременности и родам, при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении малыша, по уходу за ребенком до полутора лет и пособия по временной нетрудоспособности для граждан, подвергшихся воздействию радиации. Оформит карту «МИР» можно в любом банке.