Век хомячка поразительно короток: на природе - от года до трех лет, в неволе при должном уходе особи легко переваливают двухлетний рубеж и спокойно доживают до глубокой, по человеческим меркам, старости. Но если одних заводят ради домашнего уюта (чтобы было кому по ночам шуршать!), то другие становятся участниками новых научных открытий. Правда, в качестве подопытного материала. О том, как живут хомяки, работающие на службе института биологии ТюмГУ, узнала корреспондент «АиФ-Тюмень».
На особых условиях
Аспиранты кафедры экологии и генетики института биологии обычно проводят опыты именно на хомяках.
«Наших грызунов нельзя называть долгожителями, но именно короткий срок жизни позволяет провести максимально «чистый» эксперимент. Хомяки достаточно быстро дают потомство, и итоги исследования получаются намного быстрее, чем если бы речь шла о собаках или черепахах», - пояснил преподаватель кафедры Сергей Артеменко.
Эти хомяки об ужасной жизни подопытных животных не знают ничего. К ним относятся хорошо: есть специалисты-кураторы, которые заботятся о соблюдении условий их содержания. У них даже есть специально выделенное помещение с оптимальным температурным режимом, включающимся по часам освещением, со списком рациона для каждого семейства. Более того, у хомяков есть имена, например, на клетках можно увидеть надписи: «Добрюка» и «Злюка».
Контролируется в ходе экспериментов и плотность «населения». С учетом высокой плодовитости хомяков (рожают хомячихи два-четыре раза в год, а в одном помете может быть до 18 детенышей) их переселяют в более просторные клетки, подросших детенышей переводят в отдельные помещения.
Почему не крысы?
Традиционно в качестве подопытных животных выступают белые мыши, белые крысы и опять же белые хомяки. Белая шубка помогает сразу же увидеть реакцию животного на тот или иной вид корма. Но хомяков ученые ценят особенно. Не особо верится, но факт: удержать в руках этого грызуна и договориться с ним, чтобы он хотя бы пару минут посидел на ладони, намного проще, чем с крысой или мышью. Эмоционально хомяки более отзывчивые, чем и подкупают исследователей. Да и переносимость белковых смесей у них на порядок выше.
«Хомяки с удовольствием едят все, что им предлагается, а если возникает непереносимость добавки, это сразу же видно. Крысы и мыши могут просто отказаться от нового вида пищи только потому, что он им не знаком или не нравится. А еще есть такой фактор, как личная эмоциональная привязанность. С хомячками дружить проще. Быть может, со своей стороны они не особо верят в дружбу с человеком, но нам с ними весело», - заметил ученый.
Пожизненный санаторий
Сегодня аспиранты института биологии ТюмГУ проводят массу исследований по разработке уникальных кормов для животных. И без участия хомяков в этих вопросах никак не обойтись. Одно из основных научных направлений кафедры - биотехнологии. Задачи перед молодыми учеными ставятся разные: проверяют влияние белковых добавок и на продолжительность жизни, и на сокращение количества болезней. Так что все опыты, безусловно, позитивные. После завершения эксперимента от хомяков избавляться не спешат.
«Старички мирно доживают свой хомячий век: их переводят на натуральный корм, заботятся о них и содержат в таких же комфортных условиях. По «старичкам» видно, что у них все хорошо: у хомяков одним из индикаторов здоровья является шерсть. Если она чистого, ровного окраса, аккуратная, шелковистая, то у питомца все хорошо. Все идет, как надо! Единственный нюанс в их дальнейшей жизни: контроль над поголовьем. Следим за тем, чтобы они не размножались. А в остальном у них совершенно романтичная и легкая жизнь, в которой сбылись все мечты хомяков: еда, персональные апартаменты, гарантированный уход и внимание специалистов. Они становятся любимыми питомцами, некоторые животные получают персональные имена», - рассказал Артеменко.
Екатерина Герман, «АиФ-Тюмень»: Получается, что у хомяков совсем не мучительная жизнь?
Сергей Артеменко, преподаватель кафедры экологии и генетики института биологии ТюмГУ: Отчасти это так. Никто с ними не упражняется в жестокости, все эксперименты носят позитивный характер. И даже если мы занимаемся усовершенствованием кормов, голодать их точно никто не заставит.
- А как быть с тем, что «ученые зверствуют»?
- Не верить, пока не увидишь своими глазами. По-моему, жизни этих хомяков даже можно позавидовать, особенно если ты студент и впереди у тебя долгая сессия на десять зачетов и шесть экзаменов. А за окном +30 градусов и хочется гулять по городу, отдыхать на природе, но никак не штудировать учебники.
Вообще, все, кто приходит в науку или даже соприкасается с ней, перестают верить в мифы о зверствах и мучениях животных. Наука шагнула далеко вперед. Так, у нас в институте даже новая специальность есть: биоинформатика и биоинженерия. Работа с генами не подразумевает зверства со скальпелем в руках.