Куклы всегда были окружены неким ореолом мистики. Во многих фильмах, произведениях они оживают, имеют свой характер и даже способны мстить. О том, что они - намного больше, чем просто игрушки, хорошо знают в театре кукол. Актеры с ними разговаривают, верят, что молчаливые коллеги сами выбирают свой характер и могут наказать. В закулисье театра побывала корреспондент «АиФ-Тюмень».
Иногда они капризничают
В цеху театра человеку далекому от кухни кукольников может стать не по себе - на столе огромная голова из папье-маше, рядом отдельно тело, обтянутое желтой тканью. Так рождается львенок - будущая звезда сцены. Формирование образа куклы - трудоемкий процесс. В его рождении участвует множество людей. Это художники, режиссеры, актеры, и, конечно же, те, кто куклу творят из небытия - мастера и декораторы. Несмотря на такую команду, кукла сама формирует себя и свой характер. Лев на эскизе для будущего спектакля «Цирколет» и то, каким он начинает получаться, - два разных львенка. Дело не только в фактуре, объеме, каркасе, набивке поролоном, у каждой куклы есть своя душа и энергетика.
«Придумали эскиз, начали делать, а она словно говорит: «Не буду с таким механизмом». Переделываешь, а кукла снова отказывается. И так раз за разом. Бывало, они меня доводили до слез», - говорит художник-декоратор.
К созданию кукол Вероника привлекает и актеров. Вместе они придумывают детали, доделывают механизмы. Иногда в результате такой коллективной работы куклы оживают. Например, крокодилы для «Мойдодыра» сначала были простыми, без движения. Потом решили поменять конструкцию, и они уже открывали рты, показывая острые зубы.
Вероника очень трепетно относится к куклам. Восстанавливает старые, подбирает те, что идут на утилизацию.
«Я фанатка сов, это моя тотемная птица. Этих сов, - говорит Вероника, показывая 50-сантиметровую птицу, - выбросили на помойку, а я их себе забрала».
Среди спасенных кукол - тигренок Алигра из некогда популярного спектакля по румынской пьесе «Нинигра и Алигру». Вероника обнаружила, что у главного героя на пенсии сгнил поролон, перебрала тело куклы, поправила деформировавшуюся голову и подарила вторую жизнь.
Порой между декораторами и актерами возникают споры из-за веса кукол. Первые, желая сделать их более красивыми, создают дополнительные детали, вторые - всегда за то, чтобы убрать лишние килограммы. Актеры в буквальном смысле носят своих подопечных на руках, а с увесистой коллегой работать физически тяжело.
Больше чем партнеры
Кукла для актеров - что-то сакральное и живое. С безмолвными коллегами у них связано множество историй и суеверий.
«В 90-е к нам приезжал Дан Бишоп, английский актер частного театра Панч и Джуди. Он не расставался с куклой, даже когда шел в ресторан. Всегда обнимет ее после выступления, поблагодарит. Независимо от страны, у всех актеров-кукольников особая связь со своими подопечными», - отмечает актриса.
Актер Александр Панов к своим куклам относится по-отечески, всегда целует их в лоб. Есть у него и любимчики. Мальчика - героя из «Мойдордыра» - он просто обожает. Ему нравится, что этот грязнуля кардинально меняется к концу представления.
«Он был очень деятельный. Сам готовил свои спектакли, кропотливо над ними работал. У него был проект «Сказки дедушки Тараса». Незадолго до смерти он подарил мне одну из кукол из своих сказок», - делится актриса.
Теперь Дедушка Тарас, как называет куклу Зинаида Николаевна, всегда сидит в ее гримерке, напоминая о былых временах, как будто оберегая.
«Мертвый табор» оживает
Чаще всего куклы, ушедшие на пенсию, живут в музее театра. От чего зависит участь куклы, не могут сказать даже сами актеры. Одни надолго западают в сердца зрителей, другие остаются непринятыми. Так, в музей быстро перекочевали герои из спектакля про Муми-троллей. Почему-то эта постановка не была принята публикой, то ли от обилия сложных кукол на ширме, то ли от непонятного для маленьких зрителей литературного контекста с незнакомыми именами типа Тофсла и Вифсла.
В музее стоят и куклы из мистического спектакля «Мертвый табор». Актеры эту постановку очень любили, а у зрителей от происходящего на сцене порой пробегали мурашки по коже.
«Эти куклы были сделаны в Москве художником искусствоведом Ириной Уваровой. У спектакля была сложная декорация. Художники по всему городу искали старинные резные тюменские наличники. Из них сделали небольшие домики, в каждом из которых помещался актер. Когда мертвый табор ночью оживал, сначала на сцене появлялись домики. Они были на колесиках, что добавляло сложности в игре», - говорит Ирина Кузина.
С какими бы куклами не приходилось работать - и художники, и декораторы, и актеры уверяют, что все они, несмотря на характер и роли, хорошие собеседники и приятные компаньоны. Конечно, если только не есть на сцене и не бросать кукол на пол.