Кокон одиночества. Как справиться с предновогодней депрессией пожилым

Завоевать их доверие сложно. © / pixabay.com

Наверно, у каждого сотрудника скорой помощи, работавшего в новогоднюю ночь, найдется история о вызове к одинокой бабушке. Ничего, требующего экстренной помощи, с ней не случилось, максимум - поднялось давление. На самом деле ей просто захотелось, чтобы рядом были люди, которым можно сказать: «С Новым годом».

   
   

Почему в преддверии новогодних праздников появляется депрессия, тоска, апатия и как выйти из этого состояния, корреспонденту «АиФ-Тюмень» рассказала психолог телефона доверия для пожилых людей Екатерина Моисеенко.

Просто выговориться

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: По обращениям в телефон доверия можно сказать, что звонков от людей, страдающих от одиночества в праздники, становится больше?

Екатерина Моисеенко: Такая закономерность существует перед каждым массовым праздником: Новый год, Восьмое марта. В эти дни пожилые люди особенно остро чувствуют свое одиночество. У них возникает состояние апатии, плаксивости, уныния, тревожности, неопределенности. Новый год их пугает неизвестностью: что он принесет? А еще это один год жизни, возраст и страхи, связанные с утратами близких, опасения за свое здоровье. На самом деле действительно одиноких людей мало, чаще всего это забытые родными и близкими бабушки и дедушки. Накануне праздников у них появляется надежда, что о них вспомнят, позвонят. Когда этого не происходит, разочарование настигает с новой силой. Сделать первый шаг пожилые люди боятся. Например, недавно нам позвонила женщина. У нее конфликт с семьей сына. С невесткой отношения совсем испортились, а сын занимает позицию жены, отстранился от мамы. Проблема настолько серьезна, что усложнилось и общение с внуками. Перед Новым годом этот конфликт ей ощущается особенно остро, она боится, что они к ней не придут, не поздравят, не позовут к себе, что не удастся увидеть внуков.
В Новый год пенсионеры боятся, что детям не до них. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Бабушки и дедушки лучше знают, как быть
- Есть особенности работы именно с пожилыми людьми?

- Конечно, в работе с ними есть определенные нюансы, эмоциональная напряженность. Бабушки и дедушки уверены - они старше, многое пережили, а значит, лучше знают, как быть в той или иной ситуации, как бы я ни была подготовлена к беседе и опытна в своей работе. Это особенности возраста и менталитета. Завоевать их доверие сложно. В работе с пожилыми есть свои правила: активное слушание, уточняющие вопросы. Таким образом мы даем понять, что компетентны, знаем, о чем говорим. Только после этого человек раскрывается и начинает доверять. Если дети изначально готовы к тому, что взрослый человек, психолог может помочь, с пожилыми такого не бывает.

- Зачем же они тогда звонят на телефон доверия психологу, если сами знают, как им лучше поступить?

   
   

- Чаще всего им нужно просто выговориться, быть услышанными. Они редко ждут решения проблемы. Кто-то, проговаривая ситуацию вслух, понимает, как нужно поступить, что сделать. Конечно, мы пытаемся им помочь, но, как правило, звонящим этого не нужно. А чем закончилась та или иная история, не знаем. Специфика телефона доверия в том, что нельзя отследить динамику развития конфликта, ее решение, если человек не позвонит еще раз.

- А бывает, что, наоборот, требуют конкретного решения проблемы?

- Это другая крайность, когда от психологов, как от врачей, ждут готового рецепта. Но мы не имеем права дать даже совета, не говоря уже о конкретных действиях. Можем только подсказать выход из ситуации, направить человека, но решение всегда остается за клиентом. Психолог дает возможность посмотреть на проблему со стороны. Но пожилые люди бывают к этому не готовы. Считая себя априори правыми, они ждут от нас подтверждения этого.

Пожилые считают себя априори правыми. Фото: pixabay.com

Например, у меня была клиентка, которая поссорилась с подругой. Она влезла в отношения подруги с сыном, у которых был конфликт. Подловив на лестничной площадке молодого человека, она отчитала его, рассказала, как переживает его мама. В итоге конфликт у них только усугубился. А подруга обиделась на мою клиентку за то, что та без спроса влезла в их отношения, упрекнула ее в том, что с ней она делилась по-дружески, а она все рассказала ее сыну. Женщина уверена, что поступила правильно, а подруга оказалась неблагодарной. От меня она ожидала получить поддержку. Услышав мои вопросы: «А просила ли ее подруга помочь?», «Хотела ли она, чтобы с ее сыном кто-то поговорил, рассказал ему о своих переживаниях», женщина поняла, что никто не собирается вставать на ее сторону и, обидевшись, положила трубку. Пожилому человеку всегда сложно признаться в том, что он не прав и его вина в проблеме тоже есть.

Пожилые люди не готовы воспринимать советы

- Как долго длится такой разговор?

- В среднем 1,5 часа. Мы не лимитируем время, но люди устают проговаривать свою проблему. Устают настолько, что не готовы воспринимать обратную связь.

Новая жизнь

- Когда человек наиболее остро начинает ощущать себя одиноким? Это зависит от возраста?

- Чаще всего такое состояние начинается после выхода на пенсию. Резко снижается социальная активность, сокращается круг общения, занятость. В этот момент человек теряется, наступает кризис, ему в очередной раз приходится искать себя, начинать с нуля. Тяжелее всего приходится тем, кого некому поддержать, у кого нет увлечений, которые бы наполнили его жизнь. А если есть личностная склонность к переживаниям, депрессии, унынию, то войти в «новую жизнь» еще сложнее. Как правило, это люди с меланхолическим темпераментом, с такими чертами, как тревожность, агрессивность, мнительность. Психологами доказано, что при выходе на заслуженный отдых у человека нередко могут обостриться его негативные личностные особенности, потому что ему больше негде и не перед кем самореализовываться.

- Как избежать депрессии при выходе на пенсию?

- Во-первых, постараться не закрываться в кокон одиночества. Не бывает так, чтобы у человека совсем не было социальных связей. Есть люди, с которыми когда-то общались, дружили, работали вместе. Можно вспомнить о них и снова наладить контакт. Не нужно зацикливаться на своем одиночестве. Можно ведь общаться и по телефону, и через соцсети. Сейчас пожилые люди очень активные пользователи интернета, с удовольствием переписываются со старыми знакомыми в соцсетях, находят своих одноклассников, одногруппников.

Во-вторых, воспользоваться возможностью, предоставляемой социальными организациями, волонтерами. Всегда есть люди, готовые поддержать пожилых. Для них проводят разные мероприятия, организовывают встречи, существуют клубы по интересам, там ведь тоже можно найти новых друзей. Часто в таких кружках пожилые люди в преддверии Нового года делают игрушки для детских домов, городских елок. Это позволяет ощутить свою причастность к предновогодней суете. Уходит состояние апатии, уныния. Но эти советы не относятся к глубокой депрессии, из такого состояния без медицинской поддержки не вывести. Таким людям нужно обратиться к неврологу, психотерапевту по месту жительства. К счастью, истинная депрессия встречается редко, чаще бывает депрессивное состояние.

- Если общение с близкими утеряно из-за конфликта, есть ли смысл попробовать самому сделать первый шаг?

- Однозначно ответить сложно. В каждой ситуации есть свои особенности, в конфликте всегда неправы обе стороны, но пожилому человеку сложно это признать. Если в глубине души, несмотря на обиды, есть надежда на возобновление отношений, я всегда - за. Однако нужно быть готовыми к тому, что ничего не получится. Но лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о несодеянном.

Не с кем поделиться горем

- У психологов телефона доверия бывают постоянные клиенты?

- Да, но, как правило, это люди с психическими расстройствами. В разговоре мы понимаем, что у человека есть диагноз, что подтверждается самим клиентом. Для таких людей характерна заточенность на одной какой-то проблеме, они зациклены на ней и переживают, проговаривают ее «по кругу». Мы стараемся поддержать, перенаправить. Чаще они тоже звонят из-за одиночества, страдают от этого. Просто им сложнее адекватно оценить свои поступки, проанализировать их и сделать работу над ошибками, понять, в чем он был не прав. Больные люди не могут дать отчет своим действиям, поэтому не видят ни причины, ни пути решения проблемы. Он просто ее констатируют.

Есть люди, которые звонят и хотят разговаривать только с определенным консультантом. Несмотря на то, что мы, как и клиент, имеем право работать анонимно, они уже узнают по голосу и требуют только Марию, Екатерину, Светлану. С одной стороны, так проще работать, потому что уже знаешь предысторию события, начинаешь общаться исходя из последней ситуации, узнаешь какие есть сдвиги.

- Если попытаться ранжировать проблемы, с которыми обращаются, то, что в первой тройке?

- Одиночество, обиды на государство, различные учреждения и утраты. Есть люди, которые переживают смерть близких в одиночестве. А потери в этом возрасте неизбежны, к сожалению, умирают братья, сестры, мужья, а кому лет за 90, нередко хоронят своих детей. Когда не с кем разделить горе, это вдвойне тяжело. Как известно, существует шесть этапов проживания горя, длятся они примерно год. И на каждом этапе нужно поддержка. Если рядом есть люди, которые позволяют выплакаться, поддерживают, переключают внимание на что-то другое, это облегчает утрату. Но, бывает, некому рассказать о своем горе, тогда звонят нам.

В тему

Шамсуллин Евгений, врач скорой помощи:

«Вызовы в новогоднюю ночь бывают разные, но своя особенность все же есть. Увы, не все встречают праздник в кругу семьи и друзей. Есть те, кому в эту ночь одиноко. Приезжаешь, а у них нет елки, стол не накрыт. Однажды вызов поступил от бабушки, к которой мы выезжали ни раз. Она «накрыла» целый стол таблеток и сказала, что ей очень грустно. От нее все уехали, детей и внуков рядом нет. Просила рассказать от чего какая таблетка. Жалобы у нее были стандартные, как и раньше, но видимо в этот раз ей как раз недоставало тепла и общения. У нас было немного времени, поэтому мы смогли с ней побеседовать, дать рекомендации. Конечно, грустно, когда пожилого человека родственники оставляют одного в праздник и кроме скорой помощи некому с ними провести этот день».

 

Досье
Екатерина Моисеенко - главный психолог АУ СОН ТО и ДПО «Областной геронтологический центр». Образование высшее, квалификация: педагог-психолог, социальный педагог, магистр психологии, арт-терапевт. Стаж работы по профессии 23 года.