«Хотят повторить боль, эмоции». Тату-мастер о нательном искусстве

Два дня подряд – семь часов работы. © / Кирилл Бырин / Из личного архива

«Просто одна прямая черная линия - это был минимализм, смотрелось достаточно необычно и очень круто», - говорит татуировщик Кирилл Бырин. За свою карьеру ему приходилось украшать тела людей разными рисунками. Что он никогда не нанесет и почему против парных татуировок - в материале «АиФ - Тюмень».

   
   

Чтобы потом не сводить

Полина Кузина, «АиФ - Тюмень»: Кирилл, как вы пришли в эту профессию?

Кирилл Бырин: Меня всегда тянуло к творчеству, но в силу ряда причин оно оставалось на втором плане. Я поступил в Тюменский архитектурно-строительный университет, проучился до третьего курса и ушел. Нужно было чем-то заниматься. Начал по крупицам собирать информацию в интернете про то, как делать татуировки. На тот момент - в 2011 году - ее практически не было. С горем пополам собрал первый сет для татуирования и начал практиковаться на себе и друзьях. Сначала это было как хобби, а потом переросло в профессию.

- Татуировщик - это художник, только вместо холста - тело человека. Нужно ли мастеру художественное образование?

 - Оно необходимо, как и любому художнику. В зависимости от стилистки, в которой работает мастер, нужен определенный уровень знаний. Но основа - академический рисунок - обязательна. Построение объектов, понимание рефлексов, теней и многое другое мастер должен знать на отлично.

Построение объектов, понимание рефлексов, теней и многое другое мастер должен знать на отлично. Фото: Из личного архива/ Кирилл Бырин

- О чем нужно подумать, прежде чем решиться сделать рисунок на теле?

- Как правило, клиенты приходят уже с готовой идеей. Если таковой нет, квалифицированный мастер сам подскажет лучшие варианты по расположению рисунка, самой композиции. В любом случае, прежде чем довериться мастеру, нужно посмотреть его портфолио. Оно говорит не только об опыте специалиста, но и об отношении к безопасности клиентов. Если человек делает качественные рисунки, то к дезинфекции, обработке инструментов у него будет соответствующий подход.

   
   

- Бывает, некоторые хотят сделать тату на фоне каких-то жизненных потрясений, например, несчастная любовь или, наоборот, как показатель чувств навеки. Правильно ли решаться на тату в эмоциональном порыве или это должен быть обдуманный шаг?

- Вопрос сложный. Я считаю, спонтанность в каких-то решениях в большинстве случаев - неправильно, но если человек сам по себе такой, с этим ничего не поделаешь. Однако, прежде чем решиться на татуировку, лучше трезво оценить свои желания. Что касается парных рисунков, я их не приветствую. Как показывает практика, рано или поздно их приходится перекрывать или сводить. Как-то ко мне пришла пара, решившая набить незамысловатую картинку: сердца, в каждом из которых имена друг друга. Спустя полгода мне написал парень с просьбой перекрыть рисунок, так как с девушкой они расстались. Перекрыть это сердце стоило больших усилий. После этого случая, если клиенты настаивают на парном тату, я предлагаю делать картинки, которые будут связываться, дополнять друг друга, но при этом будут смотреться как самостоятельный эскиз - красиво и достойно, чтобы в случае расставания не пришлось переделывать и перекрывать.

Не заигрывать с религиозной темой

  - Как часто меняется мода на тату и что сейчас в тренде?

 - Трендовые вещи в татуировках есть, меняются они не так часто, не скажу, что каждый сезон у нас что-то новенькое появляется. Но определенная мода есть. Например, раньше популярны были цветы на бедрах, сейчас - различные интерпретации змей.

Раньше популярны были цветы на бедрах, сейчас - различные интерпретации змей. Фото: Из личного архива/ Кирилл Бырин
Джокер. Фото: Из личного архива/ Кирилл Бырин

 - Есть мнение, что, сделав татуировку раз, сложно остановиться, почему так происходит?

 - Это правда. Около 80% клиентов приходят во второй раз, более того, многие из них становятся постоянными клиентами. Мне кажется, дело в том, что им хочется повторить этот процесс: снова пережить те эмоции, атмосферу, боль и насладиться результатом. Это касается не только молодых людей, как думают многие. У меня есть клиент, которому за 50. Два года назад он пришел сделать небольшую татуировку на руке, обозначить какой-то важный момент в своей жизни. Хотел набить небольшой символ, я предложил интегрировать его в эскиз. В итоге недавно мы закончили ему два рукава (татуировка от плеча до кисти), сейчас делаем ногу.

- Есть ли рисунки, которые вы никогда не согласитесь делать?

- Стараюсь не заигрывать с религиозными мотивами и не делаю татуировки на интимных местах.

- Какую самую необычную татуировку вам приходилось набивать?

- Вопрос необычности - вещь субъективная, для меня уже нет чего-то эдакого. Возможно, иногда удивляет масштаб: люди смелее начали забивать большие площади тела и более активно делать рисунки на открытых местах. Под необычными татуировками, как правило, предполагается что-то экстраординарное либо большое по площади, либо все вместе. У меня был противоположный случай: ко мне пришел парень, пожелавший набить первое тату. В целом он не был сторонником рисунков на теле, но захотел сделать татуировку и предпочел набить просто линию, которая начиналась от ногтя среднего пальца, шла прямо по руке, выходила по шее и заканчивалась, не доходя уха.

- Если клиент недоволен результатом, что делать?

- Такое происходит крайне редко. Если случается, то в каких-то мелочах, которые легко поправить и изменить. В любом случае всегда нужно слышать клиента и вести диалог, приходя к какому-то общему знаменателю.

- Какую татуировку вы мечтаете сделать?

- Вы знаете, такой нет, для меня главное, чтобы было побольше масштабных и оригинальных проектов.

 - Кирилл, есть ли у нас в стране культура татуировки и что она предполагает?

 - Тату-культура в стране уже крепко стоит на ногах, наши мастера очень ценятся в Америке и Европе. Но если подойти к культуре со стороны клиентов, то пока Россия отстает от Запада. Проявляется это как раз в смелости выбора чего-то оригинального и масштабного.

Как живут люди с татуировками

Елена Мелентьева, 49 лет, преподаватель в детской художественной школе им. А.П. Митинского. Ее плечо украшает небольшая, но очень заметная зеленая татуировка.

«Это птица Сирин или Алконост, - поясняет Лена. - Деталей уже не видно, все они слились в пятно. Тонкие линии расплываются, видимо, с годами происходит диффузия покрашенных и непокрашенных участков кожи. Татуировки мы набили с тремя подружками. Картинка у всех была примерно одинаковая, с небольшими вариациями. У меня на плече, а у них - на лопатках. Мы не говорили, что делаем тату в знак дружбы, это подразумевалось без слов. К сожалению, сейчас мы не общаемся, но вспоминаю их с любовью и благодарностью. О татуировке не жалею. Даже немножко горжусь. Мне нравится свобода выражения без ущерба для других. На работе маленьким детям не показываю, а старшие иногда сами замечают. Во всяком случае, я свой рисунок не скрываю. Интересно, как меняется время. Когда я рожала ребенка и лежала в патологии новорожденных, врач сказала, чтобы я немедленно убрала татуировку. А недавно заметила, что у врача-хирурга - рукава с черепами».

Сирин или Алконост, линии слились в пятно. Фото: Из личного архива/ Елена Мелентьева

Мария Кравцова, учитель в школе. У Марии две тату. Одну из них она сделала на шее на журналистском проекте «Медиаполигон» в Минске. Свою трансляцию девушка вела из тату-салона.

«Там мне согласились сделать татуировку безвозмездно. С эскизом долго не думала: пацифик и число 24, - говорит Марина. - Такие цифры выбрала, потому что нужно радоваться жизни и плевать на невзгоды все 24 часа в сутки, еще, конечно, с намеком на «Медиаполигон-24». Эскиз напечатали. Перевели на шею. Из соседнего кабинета доносились девичьи крики, мне было круто. Сначала я чувствовала лишь вибрацию по телу от тату-машинки, потом стало очень щекотно, тогда я уже не могла сдерживать смех. Саша, мастер, который делал мне татуировку, предложил добавить цвета в мой знак. И мы добавили. Красный, желтый и зеленый - как флаг Ямайки.

Пацифик и число 24. Фото: Из личного архива/ Мария Кравцова

Второй рисунок у меня на животе. Ни родители, ни дети, ни коллеги не увидят, на шее тоже не сразу обращают внимание. Коллеги и начальство нормально относятся, никогда никаких вопросов не возникало.

Детям нравится, спрашивают, больно ли было делать, а их родители больше за мои красные волосы переживали (когда только пришла в школу). Не уверена, что они в курсе тату, а даже если и знают, то это никак не влияет ни на мою работу, ни на их отношение. Обычно все вопросы снимаются при личном общении, когда родители видят результаты у детей, слышат, как они говорят об учителе и его способностях, а не о внешнем виде».