Экология начинается с семьи: тюменцы учат детей бережному отношению к миру

Елена Кашкарова / Из личного архива

Эффективность экологического воспитания детей во многом зависит от того, насколько эти ценности воспринимаются взрослыми как жизненно важные и необходимые. Родители могут вложить в ребенка осознание, что сохранение окружающей среды – забота каждого человека на планете, а могут сами потребительски относиться к природе, и в этом случае требовать другого отношения от детей бесполезно.

   
   

Как привить детям бережное – экологичное отношение к миру? С помощью каких слов донести до подрастающего поколения мысль о том, что все, что нас окружает, – достояние всего человечества, и увлечь ребенка заботой об экологии?

«Экология начинается с семьи» – одна из важных частей нашего проекта. Социальные нормы и ценности, образцы поведения передаются из поколения в поколение. При этом решающую роль здесь играют уклад семейной жизни и социальные установки родителей», – отметила Елена Кашкарова, руководитель семейного проекта «Создавая будущее».

Чтобы ответить на вопрос, как родителям научить своих детей заботиться об окружающей среде, тюменцев попросили поделиться личными историями об экологическом воспитании в их семьях. Самые интересные истории и полезные советы – в нашей подборке.

Анастасия Протыняк, частный кондитер, мама двоих детей подростков: «Мне кажется, говорить с ребенком об экологичном отношении к окружающему миру можно буквально с пеленок, ведь дети легко перенимают привычки родителей. Положить крышку от бутылки в отдельный контейнер или изрисованную бумагу в отдельную папку – это очень просто. Тем более что открученные цветные крышечки можно использовать повторно в виде конструктора или материала для поделок. В нашей семье принято сортировать мусор: отдельно пластиковые крышки, пластик, картон и бумагу, полиэтиленовые пакеты, стеклянные банки, батарейки. Мы часто рассуждаем с детьми о вариантах вторичного использования тех или иных предметов, экологичном использовании упаковки, возможности отказа от потребления большого количества пищевого пластика. На данный момент стараемся отказаться от полиэтиленовых пакетов в пользу многоразовых сумок и шопперов».

Елена Нализько, воспитатель, мама одной дочери: «Как воспитатель могу сказать, что разговаривать с детьми об экологии следует с раннего возраста. От того, какое мышление мы поможем им сформировать в детстве, зависит то, каким будет наш мир. Начать можно с личного примера или отталкиваться от интересов ребенка. На базе детского сада мы проводим постоянную экологическую акцию «Добрая крышечка», в которой с удовольствием принимают участие и дети, и родители. Дома мы вот уже несколько лет не выбрасываем пластиковые крышки: собираем и сдаем в переработку. К нашей инициативе присоединились все родственники и даже соседи. Дочь утверждает, что, когда вырастет, организует во дворе своего дома контейнеры для раздельного сбора мусора».

Анна Невмержицкая, handmade-мастер, мама двоих детей: «О сохранении окружающей среды полезно говорить с самого раннего возраста, когда ребенок уже может влиять на экологию, например бросать мусор в урны. Увлекать детей собственным примером, рассказывать и объяснять, что и зачем мы делаем, обсуждать книги и мультфильмы на эту тему, прививать полезные привычки для повседневной жизни. В нашей семье мы пользуемся тканевыми шопперами, экологичной бытовой химией и косметикой, автомобилем с гибридным двигателем. Сдаем стеклянную тару и бумагу на переработку, батарейки – в пункты сбора. Нам удалось частично отказаться от пластиковых пакетов и одноразовой посуды, полностью – от бумажных чеков и квитанций. Детям объясняем важность бережного отношения к игрушкам и вещам, которые потом передаем в центр многодетных семей. Считаю важным внедрять экологические традиции в детском саду и школе: к примеру, вместо запуска в небо шариков высаживать деревья».

   
   

Елена Кашкарова, руководитель семейного проекта «Создавая будущее», мама троих детей: «Разговаривать с детьми об экологии можно и нужно с самого раннего возраста, используя те слова и инструменты, которые понятны малышу. Но, на мой взгляд, воспитание в 99% случаев строится на собственном примере. И как бы взрослые ни требовали от детей выполнять какие-то действия, если сами мы этого не делаем, то и наши дети не научатся этому. Поэтому ребенок будет транслировать тот уклад, который принят в семье. Мы стараемся придерживаться принципа рационального потребления, снижать количество используемого пластика и одноразовых товаров. Сортируем отдельные фракции отходов: пластик, бумагу и стекло. Если какие-то вещи уже не нужны, оцениваем насколько возможно их дальнейшее использование. Это касается одежды, техники, книг, мебели. Хорошим вещам стараемся найти нового хозяина и дать им вторую жизнь. В колясочной нашего дома мы поставили небольшой стеллаж, куда положили книги. Так, уже 7 лет в нашем подъезде существует книжный обменник, который никогда не пустует. Уже много лет в Тюменской области в рамках проекта «Создавая будущее» мы проводим благотворительную экологическую акцию «Добрая крышечка». И, соответственно, крышки не выбрасываются и в нашей семье. Постепенно к нам присоединились родные, друзья. Теперь редко из гостей мы уезжаем без пакета с крышками. И даже из отпуска возвращаемся с пакетом крышек в чемодане.

Социализация детей зависит от их окружения – семьи, родных, школы, друзей. Поэтому чем больше мы будем говорить об ответственности и доступных способах сохранения окружающей нас среды, чем больше личных примеров рачительного потребления дети будут видеть, тем проще им будет включиться в эту «работу». Для учеников младших классов наш семейный проект проводит в школах уроки экологической грамотности, где мы рассказываем, какой посильный вклад в сохранение природы может внести ребенок. А для родителей подготовили памятку «Как может помогать окружающей среде семья с детьми».