«Дома сижу только зимой». В Тюмень приехала 81-летняя велопутешественница

В городах, селах Юлия Михайлюк останавливается максимум на один день. © / Полина Кузина. / Из личного архивa

16 июня в Тюмень приехала известная велопутешественница из Твери Юлия Михайлюк. Ей 81 год, из них за 26 лет она крутит педали, проехала уже 170 тысяч км. Как бабушка «докатилась» до жизни такой, узнал корреспондент tmn.aif.ru.

   
   

Хочу - еду, хочу - иду

В очередное велопутешествие Юлия Ивановна отправилась 25 мая. Из родной Твери доехала до Воркуты, побывала в Салехарде, Югре, а после Тюмени по плану посещение Кирова, Йошкар-Олы, Чебоксар, Нижнего Новгорода и далее до Твери. Чтобы добраться до Тюмени, Юлия Михайлюк уже преодолела около 3000 км.  Домой путшественница планирует вернуться в конце июля.

Худенькую и стройную велосипедистку со спины можно принять за молодую женщину, но никак не за восьмидесятилетнюю бабушку. Кто-то для активной и здоровой старости ходит 10 000 шагов в день, кто-то бегает, а она - крутит педали. Вообще, как признается сама Юлия Ивановна, врачи ей не разрешили ехать, но она не послушалась и отправилась в очередное путешествие. У нее болят ноги, но, бабушка уверена, что именно движение помогает ей не слечь. В городах, селах Юлия Михайлюк останавливается максимум на один день. Больше нельзя - «физика» страдает. Должно быть постоянное движение, иначе придется «начинать с нуля».

Юлия Ивановна в Тюмени. Фото: Из личного архивa/ Полина Кузина

Юлия Ивановна родилась в Грузии, говорит, как скатилась в первый раз с горы на велосипеде, так с тех пор и катается. Свои путешествия она чаще всего посвящает каким –то круглым датам и событиям, либо едет повидать старых друзей, с которыми познакомилась за время своих покатушек. Таковых - десятки, если не больше.

«Таких очень много, - объясняя, машет она рукой, как будто пытается охватить земной шар, - это и эвенки, и удмурты, и ханты. «Дорожные» знакомые мне как родные, они ждут меня, представить даже трудно - совершенно чужой человек вдруг превращается в такого близкого. Я только в 2020 году не ездила из-за пандемии, потом попала под машину - и тоже пришлось забыть о велосипеде».

Свое нынешнее велопутешествие она посвятила российским военным, участвующим в спецоперации на Украине.

Будь что будет

Первое путешествие Юлии Ивановны состоялось в 1995 году. Всю жизнь она проработала учителем физкультуры, а после выхода на пенсию не смогла сидеть дома. Печь пироги, сажать огород, выращивать цветы и обсуждать сериалы - для нее тоска смертная. Поэтому в 50 лет она снова освоила велосипед. Для поездок у Юлии Михайлюк хороший шоссейный двухоколесный транспорт, с качественным оборудованием и шинами, чтобы выдерживало дальние расстояния.

   
   

«Шины на них качаешь в 2 раза больше, чем на легковой машине. До 6 атмосфер можно накачать, а на легковой - 2, 5. На случай если лопнет камера, у меня есть запасная. Конечно, я могу поменять колесо , но крупных поломок не было. Только спицы вылетали под Омском , в таких случаях я всегда ищу мастерские, - рассказывает бабушка. - Сложные перевалы везде есть, бывает тяжеловато. Но я не теряюсь: я же не гонщица, а путешественница, хочу - иду, хочу - еду. При составлении маршрута, всегда учитываю рельеф нашей страны. Там, где нет автомобильных дорог, например, из Воркуты до Лабытнанги, еду на поезде, а с Лабытнанги до Салехарда - на пароме».

С собой для самообороны у Юлии Ивановны ничего нет. В этом плане она фаталист: «Знаете, все может быть, все может случиться и в парке, и в сквере, где угодно, если о плохом думать так и выезжать не надо».

В день велосипедистка проезжает от 60 до 100 с лишним километров. Фото: Из личного архивa/ Полина Кузина

В день велосипедистка проезжает от 60 до 100 с лишним километров. В дорогу обязательно берет с собой еду: фрукты, орехи, мед. Каждый вечер покупает что-то мясное. Если ночь застанет в дороге, она старается найти ночлег. Может остановиться в кемпинге или у тех, кто ее приютит, но никогда не станет ночевать в лесу. Как говорит путешественница, она согласна спать на сеновале, в огороде, но не в лесу. Необоснованный риск ни к чему.

Сезон у Юлии Ивановны заканчивается осенью. Зиму она посвящает семье: мужу, детям, внукам. С ее поездками родные давно смирились. Провожая ее в очередное путешествие, спрашивают какой будет маршрут на следующий год. Знают, что он у нее уже готов.

В Тюмени велосипедистка уже не первый раз, заезжает всегда, когда едет на Восток. Родные и знакомые советуют ей написать книгу. Возможно, когда-то и начнет, а пока у нее в блокноте ежедневные путевые заметки. Для себя, для семьи.

В Тюмени велосипедистка уже не первый раз, заезжает всегда, когда едет на Восток. Фото: Из личного архивa/ Полина Кузина