С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон, запрещающий курение на объектах здравоохранения и образования, транспорта и торговли, на складах, базах и ряде других помещений. Помимо этого, 28 января начали действовать поправки в антитабачный закон, которые приравняли электронные сигареты, вейпы и кальяны к табачным изделиям. Теперь их употребление также запрещено в общественных местах – например, в заведениях общепита. При этом список мест, где курить разрешено, уже и так сведен к минимуму федеральным законодательством. И если на заре принятия антитабачного закона некоторые регионы принимали дополнительные ограничения курения, то сейчас, после доработки федерального законодательства, такие инициативы крайне редки, так как в них уже фактически нет необходимости.
В Тюменской области комитет по социальной политике внес на рассмотрение законопроект, дополнительно ограничивающий курение табака и потребление никотинсодержащей продукции в ряде общественных мест. «Запрещается курение на остановках и в пяти метрах от них, на расстоянии менее пяти метров от входов в помещения для предоставления услуг торговли и общественного питания, а также помещения, занятые органами власти», — говорится в законопроекте, внесенном в Тюменскую областную думу. Планируется также запрет на курение на расстоянии 15 метров от подъездов многоквартирных домов.
Законопроект призван расширить существующий федеральный закон на региональном уровне, однако в своем финальном виде он потенциально может привести к усложнению социальной обстановки, прежде всего потому, что он крайне сложен в исполнении и контроле.
Как известно, запреты, которые не особо работают, не только приводят к напряжению в обществе, но и сказываются на доверии к представителям власти: уже сейчас в соцсетях тюменцы активно высказывают мнения о стремлении региональных депутатов набрать политические очки за счет использования актуальной проблемы вреда табакокурения вместо рассмотрения более значимых для региона инициатив. Бывает, что к таким способам политической борьбы прибегают депутаты в отстающих с социально-экономической точки зрения регионах в силу отсутствия позитивной информационной повестки, однако Тюменская область к таковым точно не относится.
Важно, чтобы документ был выверен концептуально и юридически, чтобы к его разработке привлекались специалисты разного профиля. И самое главное, необходимо понять, какие запретительные меры в целом способствуют отказу населения от сигарет, а какие вызывают лишь раздражение в обществе? Чтобы не «наломать дров», важно оценить закон с точки зрения возможности его выполнения. Вряд ли областные депутаты хотят загнать курящих граждан в рамки невыполнимых правил. Значит, следует грамотно выстроить общественный диалог, в том числе и с потребителями никотинсодержащей продукции, не ограничивая их в правах. При этом стоит отметить, что подобные инициативы были отвергнуты в прошлом году в Пермском крае.
«Это сейчас еще лишь проект, и я думаю, что его нужно обсуждать, в него нужно глубоко вникать, и смотреть, есть ли в нем риск для здоровья окружающих, а также для тех, кто сам выбрал себе свой образ жизни [прим. курение]. Чем больше людей включится в обсуждение законопроекта, тем он будет разумнее и более ориентированным на человека», – подчеркнула Лариса Невидайло.