Отключение электричества зимой для жителей частных домов - настоящая катастрофа. Жизнь замирает и замерзает. В большинстве новостроек стоят электрокотлы, и вместе со светом из дома «уходит» и тепло, жилище остывает моментально. В Тюменском районе перебои электричества начались еще в конце прошлого года, продолжаются и до сих пор. Жители бьют тревогу и обращаются в разные инстанции за помощью, но воз и ныне там.
Виноват потребитель?
Претензии к энергетикам летят с разных сторон. На частые отключения света жалуются жители СНТ «Русское поле», «Луч», поселков Московского, Патрушева, Новотарманского, Перевалово, Зубарево, Успенки и других.
«У нас в Ушаково страсть что творится с электричеством. И выключения, и бесконечные моргания, да такие понижения значений напряжения, что раньше при двух лампах 60 вт в комнате 25 квадратов было ярко, а теперь и четыре не помогают. Тускло, как в склепе, и безудержное моргание, который день с конца декабря», - жалуется Ольга Белозерская.
Жители Ушакова ведут статистику отключений с 2015 года в режиме реального времени. За пять лет количество таких «беспросветных» ситуаций увеличилось на 46 процентов. Жители района задаются вопросом: «Почему ресурсоснабжающие компании отчитываются о качественной подаче электроэнергии, а на самом деле из года в год мы наблюдаем одну и ту же печальную картину?»
На территории Тюменского района потребителей обеспечивают АО «Россети Тюмень». Но несмотря на это, спросить часто не с кого. Например, жители коттеджного поселка села Успенка с отключениями света сталкиваются регулярно.
«Аварийная бригада «Россетей» приезжала несколько раз, что-то делала, уезжала и электроэнергия снова исчезала. Представители компании, которая продавала нам участки со «светом и газом» говорит, что виноваты «Россети». А они, в свою очередь, перекладывают ответственность на застройщика. Администрация села вообще молчит, а люди стали заложниками этой ситуации», - пишут жители в соцсетях.
Нагрузка не по силам
Пресс-служба Тюменского района сообщила, что в 2020 году было 21 обращение по отключению электроэнергии в населенных пунктах, в том числе в СНТ. А главной причиной перебоев называют чрезмерную нагрузку на сети из-за сильных холодов и применения множества энергоемких приборов. Жители тут же напомнили, что по закону, потребители для быта могут использовать электроэнергию в необходимом количестве, то есть без ограничений.
Решить проблему по всей территории района в одночасье невозможно, признаются чиновники. Одна из причин - регулярно возникающие бесхозные объекты электросетевого хозяйства и ограниченные средства инвестиционных программ, в рамках которых как раз и проводят ремонт, реконструкцию, модернизацию и строительство энергосетей.
Тюменский район активно застраивается и ясно, что нагрузка на электросети будет только расти. Люди ждут конкретных мер от энергетиков по стабилизации, отвечая на вопросы жителей района в прямом эфире, представитель филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети Руслан Евдокименко подчеркнул: «Мы с себя ответственности не снимаем за бесперебойную подачу электроэнергии - наши специалисты всегда начеку. Выходят в контрольные рейды, в том числе по «сигналам» от населения, своевременно производят ремонты воздушных линий, подстанций и другого оборудования. Модернизируется электрохозяйство ежегодно по плану. Большинство наших потребителей добрососвестны, мы это понимаем, но немало выявляется и нарушителей. «Россети Тюмень» системно выявляют хищение электроэнергии. Напомню, разрешенная мощность потребления для дома - 5 киловатт. Вводное устройство стоит на 16 ампер, потребители срывают пломбу и самовольно повышают до 40 ампер. Регулярные контрольные рейды доказывают незаконные действия потребителей. В рамках инвестпрограммы компания контролирует превышения потребителями разрешенной мощности, пресекает воровство электрической энергии и, следовательно, обеспечивает высокий уровень надежности электроснабжения потребителей Тюменского района».
Энергетики выразили готовность к более тесному взаимодействию с потребителями, давая понять, что заинтересованы в решении давней проблемы.
Куда обращаться?
Потребители «Россетей» могут обратиться в контакт-центр по единому бесплатному телефону 8 800 220-0-220 или посредством портала. Обо всех плановых ограничениях электроснабжения компания сообщает в администрации поселений, а также размещает информацию на сайте в закладке «Плановые отключения» раздела «Потребителям». Если домашнее оборудование вышло из строя при перебоях с энергоснабжением, обращаться с претензией нужно к гарантирующему поставщику в первую очередь, как и с перерасчетами за потребленную электроэнергию.
Мнение специалиста
Сергей Крайцер монтажник электрических и газовых котлов отметил: «Газовые котлы выгоднее с финансовой точки зрения. Голубое топливо проводить дорого, но потом затраты хоть и медленно, но окупаются. Отапливать дома электричеством дороже примерно в три-четыре раза. В электрокотлах часто сгорают тены. В газовых тоже есть свои поломки, но, тем не менее, они лучше. Конкурировать с ними электрические котлы могут только в нескольких случаях: если нет проблем с электроснабжением, использовать ночной тариф и поставить самое дешевое оборудование в котельную».