«Блины пекли и на поминки». В чем смысл Масленицы?

Анна Городкова / АиФ

Масленичная неделя подходит к концу, хозяйки уже напекли не первую партию блинов, а впереди – народные гуляния и сжигание чучела. Сегодня этот праздник ассоциируется с веселыми забавами и прощанием с зимой, но всегда ли Масленица несла в себе именно такой смысл? Об этом журналист tmn.aif.ru поговорила с историком, любителем традиционного образа жизни и руководителем музея-усадьбы «Дом колхозника»  Оксаной Климеровой.

   
   

Не проводы зимы?

Традиция отмечать Масленицу, как сегодня, сформировалась примерно в 1960-е годы. Именно тогда возникла необходимость ввести в праздничную культуру советских людей праздник, который символизировал бы собой единство традиций прошлого и потребностей настоящего.

Государство начало обращать пристальное внимание на этнографические и фольклорные исследования, результаты которых подчеркивали многонациональный характер Советского Союза и знакомили его жителей с культурой всех братских союзных республик.

В методических разработках для клубной работы появляются сценарии «народных» праздников с опорой на фольклорные традиции, но лишённые прежних обрядовых смыслов. Массовые народные гуляния на Масленицу связывают с проводами русской зимы и сопровождаются множеством развлечений, имеющих разительные отличия от того, что существовало в нашей стране в дореволюционный период.

«Сегодня Масленицу связывают с мифологическими сюжетами, основанными на пантеоне славянских богов, ищут в ней языческие корни. Однако, в таких рассуждениях необходимо точно придерживаться источников и не допускать домыслов. Научные источники, которые бы ёмко раскрывали смысл Масленицы нам не доступны.  К примеру, у ряда исследователей вызывает сомнение тот факт, что главный символ Масленицы- блин. Его, кстати, трактуют сейчас и как символ Солнца. Но это не подтверждается фольклорными источниками. Прежде всего, многочисленными маслеными песнями, где пропеваются масло, сыр, пироги, и лишь в паре песен блины, и то в череде других лакомств», – говорит Оксана Климерова.

Изучение истории и традиций - одни из увлечений Оксаны. Фото: личный архив/ Оксана Климерова

«Даже названия дней Масленичной недели, которые активно тиражируются в Интернете – это литературная придумка, сформулированная представителями русской интеллигенции и подхваченная советскими культпросвет работниками, как красивая легенда. Информанты же из народной среды, прежде всего русское старожильческое население, в своих воспоминаниях фиксируют другие наименования: Малая и Большая Масленка, Мясопустная неделя,  Сырная Седмица.

В каждом рассказе о Масленице подчеркивают то, что этот период воспринимался как время подготовки к Великому посту. Это заставляет задуматься над языческой трактовкой, но не исключает обрядовой функции праздника.

   
   

Кстати, многие обряды, которые проводили на масленичной неделе, не дошли до нас. Один из таких – катание с горки на прялке и санках, по которому «предсказывали» урожай льна: чем дальше человек укатится, тем длиннее уродится лен в этом году.

В народной среде ничего не бывает просто так. И Масленица тоже была связана с определенной функцией. До конца разобраться в этом современному человеку помогут дореволюционные исследователи, архивы которых все чаще появляются в научном обороте.

Блины тогда и сегодня

Блины – неотъемлемая часть праздника, кажется, что так было всегда. Но символом Масленицы они стали достаточно поздно. Есть фиксация того, что их пекли в XIX веке. И опять-таки, не все с этим согласны.

Те блины, к которым мы привыкли в старину называли налистниками, кое-где немецкими блинами. А русские блины были совсем другими. Чаще без белой муки, на гречишной и ржаной они выпекались в русских печах и были темными, толстыми и пористыми, как губка. Такие и на солнце то не очень походили. А вот свою поминальную функцию выполняли исправно.

«Блины пекут не только в Масленицу, но и на поминки, и просто так, без привязки ко времени и датам, так что блины – это не символ Масленицы, а вкусная традиция, с одной стороны получившая развитие в национальной гастрономии, с другой стороны, связывающая нас с предками и семейственностью», – говорит Оксана Климерова.

Хозяйка сама печет блины на праздник и не только. Фото: личный архив/ Оксана Климерова

Находятся такие кулинары-энтузиасты, которые экспериментируют с современными продуктами пытаясь восстановить рецепт тех самых блинов, которые можно было отведать в XVIII веке. Этот своеобразный русский фаст-фуд предлагали на ярмарках, что зафиксировано на ряде гравюр и рисунков той поры.

«Если попробовать приготовить блины с использованием  сегодняшних продуктов по историческим рецептам на ржаной или гречишной муке, на опаре, то вы скорее всего столкнетесь с тем,  что  такой блин у вас не получится тонким. Он будет рваться, ломаться и крошиться», – делится личным опытом Оксана.

Раньше, как и сегодня, у каждой хозяйки был свой рецепт. Но практически неизменным оставался один ингредиент – опара. Более точных рецептов опары найти будет сложно, ведь во многих кулинарных книгах того времени есть лишь названия блюд, а в лучшем случае краткое описание, без указания  граммовки. Также многие меры веса сильно будут отличаться от современных. Да и характеристики многих продуктов тогда и сейчас будут сильно различаться.

Общие блинные принципы сохранились: в основе этого блюда тесто, жаренное на сковороде. В русской печке жар обхватывал его со всех сторон, поэтому блины не переворачивали. Сейчас готовят на плите, обжаривая поочередно блин с двух сторон. Кроме того, во все времена выпечку было принято солить, чтобы тесто не было пресным. А вот сахар не добавляли – дорогой  был продукт, да и блины сразу же «гореть» станут.

Сегодня блины можно подавать с чем угодно. Фото: личный архив/ Оксана Климерова

Фантазия не ограничивает кулинаров в разработке новых рецептов блинов: с добавлением измельченных трав, овощей, специй; на овощном соке, рассоле, кефире, ряженке; с припеками, фаршированными различными начинками. И в целом, уже давно никому нет большой разницы до того, что символизирует собой масленичный блин, который ценят, прежде всего, за его вкусовые характеристики и гастрономическую уникальность, прочно ассоциирующуюся с русской культурой.