За 2024 год у жителей Тюменской области было похищено 1,4 млрд рублей, жертвами мошенников стали 3470 человек. Большинство преступлений совершили с использованием интернета, мобильной связи и пластиковых карт. Те, кто попались на удочку злоумышленников, говорят, что они становятся не только изобретательнее, но и более жесткими. Подробнее в материале tmn.aif.ru.
Украсть деньги было недостаточно
Стать жертвой мошенников — само по себе огромный стресс, но порой аферисты переходят грани разумного, начиная откровенно издеваться над жертвами и их родственниками.
«Вечером мне позвонила мама и сказала, что пропала моя тетя. По словам мамы, ей позвонили (сути разговора она не знала), родственница быстро собрала документы и пошла в банк. Прошло шесть часов, ее телефон недоступен, местоположение мы не знаем», — рассказывает Ольга Г.
Родные обратились в полицию, но там сказали, что заявление могут принять только через три дня. Поэтому поиски начали самостоятельно: обрывали телефоны банка, чтобы узнать, была ли она там. Но выяснить ничего не удалось, банк не предоставляет такие данные без запроса полиции. Параллельно обзванивали больницы и, конечно, непрерывно набирали номер телефона родственницы.
«В один момент ее телефон отозвался, и какой-то мужчина сказал, что она в заложниках и мы должны отправить деньги. Когда он услышал в трубке, как на заднем плане закричала моя сестра, мужчина захохотал и сказал, что пошутил, а родственница наша в психиатрической больнице, мы можем ее забрать. Назвал адрес», — вспоминает Ольга.
Близкие снова рванули в отделение полиции, надеясь, что им там подскажут как быть. В дороге еще раз набрали номер родственницы, и внезапно она сама взяла трубку. Сказала, что находится в центре города и не понимает, о каких мужчинах идет речь, с ней никого нет.
«Мы забрали ее там, где она сказала, с ней все было хорошо. В заложниках она не была, но стала жертвой телефонных мошенников. Схема классическая — звонок якобы из правоохранительных органов: от вашего имени взят кредит, вы должны взять другой кредит и отправить нам деньги, чтобы остановить операцию, иначе на вас повесят уголовное дело. Ей вызвали такси, чтобы доехать до банка. Еще один звонок от мошенников еще больше напугал женщину: на нее якобы возбудил уголовное дело Центробанк. При оформлении кредита внимательная сотрудница пыталась выведать, не разговаривала ли она с кем-то по телефону. Но от испуга родственница соврала. Мошенники велели ей никому ничего не рассказывать и запретили общаться с родственниками», — говорит девушка.
Для близких тайной оставалось только одно: с кем они говорили по телефону, что за мужчина взял трубку? К тому же было слышно, что он не один. Все объяснили в полиции, когда вместе с пострадавшей близкие пришли писать заявление:
«В полиции сказали, что, скорее всего, у родственницы взломали личный кабинет телефонного оператора и сделали то ли переадресацию, то ли перевыпуск сим-карты. Поэтому она не получала наших звонков, они все шли к мошенникам. Получив от нее деньги, они решили над нами поиздеваться. Обезопасить себя правоохранители посоветовали следующим образом: написать заявление своему оператору сотовой связи о том, что любые операции с сим-картой можно проводить только при личном присутствии. Вы не сможете ничего важного сделать через приложение, но и взломать вас не смогут».
Пострадавшая отдала мошенникам 180 тысяч рублей. Расследование ведется до сих пор.
Секрет в спокойствии
Начальник отдела следственной части следственного управления областного УМВД, майор юстиции Никита Денисов объясняет, что нельзя выделить единую категорию граждан, которые становятся жертвами мошенников. В числе пострадавших оказывались госслужащие, сотрудники банков, есть и те, кто попадается повторно.
Условное разделение можно наблюдать разве что по характеру преступлений. Телефонные мошенничества больше ориентированы на пенсионеров. По словам Денисова, в последнее время часто звонят на стационарный телефон, мошенник представляется родственником, попавшим в беду: «Не узнаешь голос? Так у меня губа разбита». Затем выводят на эмоции и просят передать деньги курьеру. Молодежь чаще попадается на уловки интернет-злоумышленников: фишинговые ссылки или товары на сайтах объявлений.
«Схемы злоумышленников постоянно меняются, — продолжает Никита Александрович, — используются технологии, которые сложнее раскрывать».
Например, когда появилась IP-телефония, сотрудникам МВД понадобилось время, чтобы научиться отслеживать звонки нового формата.
«Это многоканальные номера, где телефонная связь идет через интернет, с единым номером по всей России. Чтобы приобрести номер, достаточно было заполнить паспортные данные на сайте оператора. Мошенники использовали украденные данные или покупали их за 300 рублей у маргиналов. Сейчас сложнее, операторы ужесточили требования, но, к сожалению, в интернете по-прежнему есть те, кто перепродает номера. Появилась подмена номера, для этого не нужно быть хакером. Нередко мошенники работают организованными группами, есть даже колл-центрами с обучением и скриптами», — говорит майор юстиции.
Большой поток звонков и ссылок идет из-за границы, где у правоохранительных органов нет полномочий. Сильно усложняют процесс неосведомленные граждане, соглашающиеся открыть на свое имя счет в банке и передать мошенникам. Отследить деньги тоже непросто, чаще всего их либо моментально обналичивают, либо переводят в криптовалюту, четкий статус которой государственно не закреплен.
«Главный враг при общении с мошенниками — эмоции. Мне и самому звонили злоумышленники, и я решил поговорить, просто чтобы понять, каким образом людей запугивают и заставляют совершать необдуманные действия. Я говорил спокойно, полностью контролируя эмоции, и мошенник сам стал нервничать. Главный способ обезопасить себя — это оставаться спокойным и перепроверять все, что вам говорят. Совершая покупки в интернете, пользуйтесь только известными, проверенными сайтами и сервисами. На них всегда есть возможность посмотреть рейтинг продавца, как давно он зарегистрирован и сколько сделок совершил. Также бывают случаи, когда в ссылке на проверенный сайт изменена одна буква, и она уже фейковая», — предупреждает Никита Александрович.
Eще один важный аспект современной жизни — цифровая гигиена. Оставляя свои персональные данные при получении скидочной карты в магазине или на любом сайте, нельзя быть уверенным, что они не попадут к третьим лицам. Особенно осторожнее следует относиться к случаям, когда просят сфотографировать и отправить документы. Такое бывает, например, при аренде велосипеда. Лучше попросить переписать нужные данные, но не передавать фотографии документов.