Согласно международной статистике, риск погибнуть в небе составляет всего 0.0000125%. Тем не менее он все-таки есть. Причиной трагичного финала могут быть не только авиакатастрофы, но и случайные смерти на борту воздушного судна. Иногда пассажиры не выдерживают перелета и умирает прямо в кресле. О том, как действует экипаж в нештатной ситуации подробнее — в материале tmn.aif.ru
«Попросил не беспокоить»
Покойный на борту самолета требует от бортпроводников незамедлительных действий, чтобы минимизировать панику среди пассажиров. Поэтом у каждой авиакомпании на этот случай есть план «Б».
«Первые действия экипажа: сотрудники должны немедленно уведомить капитана о случившемся. В свою очередь, он примет решение о дальнейших действиях. Обычно это включает в себя проверку состояния человека, и, если подтверждается смерть, необходимо уведомить авиационные службы безопасности. Наземные службы дадут четкие распоряжения по транспортировке тела», — рассказывает юрист Юрий Митин.
Регламент, который устанавливается Международной организацией гражданской авиации, обеспечивает четкий порядок действий и безопасность в салоне, а также уважительное отношение к умершему.
Как правило, на борту воздушного судна не бывает штатных медиков. Лишь в редких случаях среди пассажиров может оказаться человек в «белом халате». Тогда он может диагностировать и зафиксировать время смерти. В противном же случае формально пассажир не может считаться усопшим до прилета в аэропорт.
Оказаться рядом с трупом в замкнутом пространстве на большой высоте — не самая приятная перспектива. Тем более что скрыть летальный исход не всегда удается, хоть персонал и старается создать возле покойного антураж спящего человека.
«Все эти инструкции, конечно, замечательно. А если нет свободных мест, тогда что? Какое-то время я работала стюардессой, у нас был подобный случай. Летели из Новосибирска в Москву. Мужчина попросил одеяло и сказал, чтобы его не будили до конца полета. Когда приземлились, он все не шевелился. Потрогали, а он уже холодный. Скажу, что чаще всего в полете действуют по обстановке. Иногда на глаза усопшего надевают маску для сна, и, конечно, предупреждают людей о „необычном“ соседстве», — делится бывший бортпроводник Галина Калачева.
Также женщина добавила, что иногда пассажирские авиакомпании берут на перевозку трупы в рамках «репатриации» умерших за границей на родину. В таких случаях тела перевозятся в гробах и помещаются в грузовые отсеки. Пассажиры об этом даже не догадываются.
Аэрофобия — фактор риска?
Авиакомпании не несут ответственности за перевозку покойного на родину. Позаботиться о том, чтобы тело вернули домой, должны близкие пассажира.
«Организация перевозки из города, в котором был вынужден приземлиться самолет, — задача родственников. Как правило, в кратчайшие сроки их уведомляют о происшествии, и они обращаются в похоронное бюро. Те, в свою очередь, продумывают перевозку груза 200 в соответствии с действующим законодательством», — отмечает Галина.
Однако, если человек умер за пределами РФ, ситуацию складывается ровно наоборот.
«Тогда эта обязанность ложится на плечи страны, в которой произошел инцидент. А авиакомпания, выполняющая рейс, оказывает содействие в этом процессе», — дополняет юрист Андрей Жолудев.
Планируя путешествие или командировку, передвигаясь на самолете, лучше заранее проконсультироваться с врачом. Тем более, если в медкарте есть ряд хронических заболеваний. На борту самолета происходят перепады давления и люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, онкологией переносят их сложнее всего. Начеку стоит быть и пассажирам с предрасположенностью к тромбообразованию. В полете им необходимо использовать компрессионные чулки и восполнять объем жидкости, ведь при пониженной влажности повышается свертываемость крови.
Кроме того, факторам риска может стать банальная боязнь высоты. Переживания и стресс могут привести к панической атаке.