«Мертвая петля». История крушения самолета под Тюменью во время Сельских игр

Екатерина Маринина / АиФ

В России авиаспорт существует уже более 100 лет. Его становление тесно связано с военной авиацией: первые фигуры высшего пилотажа придумывали и совершали летчики в воздушных боях, чтобы уклониться от ударов противника. Сегодня эти опасные, но завораживающие трюки на высоте стали частью произвольных программ на праздничных мероприятиях. Правда, иногда крутые виражи в небесной глади оборачиваются трагедией. 29 лет назад в Тюменской области сотни зрителей спортивного шоу стали свидетелями авиакатастрофы.

   
   

«Упал на картофельное поле»

7 июля 1995 года в рабочем поселке Голышманово проходили 15-е областные сельские спортивные игры. Масштабы были впечатляющими: на трибунах футбольного стадиона собрались тысячи людей, чтобы увидеть соревнования по легкой атлетике, армреслингу, гиревому и городошному спорту.

Зрелищно было и в небе: парашютисты десантировались с борта «этажерки» АН-2, раскрывая в воздухе красочные купала, пока другие крылатые машины выполняли замысловатые фигуры. Но в один из очередных заходов на маневр, самолет ЯК-52 Ишимского авиаспортклуба не вышел из пике и стремительно, носом вниз, направился к земле. Через пару секунд раздался хлопок и повалили клубы дыма.

Вячеслав Воробьев – один из тех, кто видел страшную картину такого дня. На тот момент мужчина был председателем  комитета по спорту, молодёжной политике и культуре в Голышмановском городском округе.

«Трагедия случилась внезапно, никто даже и подумать не мог, что все так обернется. Погода в это день была хорошая, летная. Однако в какой-то момент самолет отделился от тройки и начал терять высоту. Что именно тогда произошло на борту мне неизвестно и по сей день. Существуют только догадки, наверное, забарахлил двигатель или еще что»  – делится Вячеслав.

Крылатая машина с красной звездой лежала среди картофельного поля. В искорёженном самолете с бортовым номером 18-ДОСААФ находились два пилота – мужчина и женщина - молодая пара. Несмотря на то, что удар был смягчен рыхлой землей, они погибли на месте. Чтобы освободить их тела из плена сплющенной кабины, спасателям пришлось буквально разламывать машину.

Как позже выяснилось, летчики были инструкторами второго-класса. На момент смерти Александру Торикову было 25 лет, а его девушке Ирине Гусевой – 29, она была мастером спорта. 

   
   
Фото: АиФ/ Екатерина Маринина

Как говорят очевидцы, пилоты до последнего выполняли «кодекс чести», уводя падающую машину от многолюдных трибун, жилых домов и стоящей рядом заправочной станции. Вероятно, молодая пара, даже в последние минуты своей жизни, крепко сжимала штурвал, чтобы уменьшить масштабы трагедии.

По словам Вячеслава, на стадионе была дочь Ирины и Александра. Ей было около 5-6 лет. Девочку привели родные пилотов, чтобы показать, как мама с папой круто управляют самолетом, но вышло так, что она стала свидетелем гибели родителей.

«Черный ящик»

Авиакатастрофы, пусть даже с незначительными потерями, всегда вызывают в обществе резонанс. В результате этого рождаются разные версии произошедшего и в поисках истинного ответа многие жаждут подробностей от официальных лиц.

Для большинства людей в то время причина катастрофы была загадкой. Самолет, на котором выполняли виражи, был новым, а летчики имели за плечами достаточно опыта в исполнении «опасных» трюков. 

Во время экспертной комиссии, куда были переданы записи с «черного ящика», выяснилось, что дело было вовсе не в неисправности машины, а в роковом стечении обстоятельств и человеческом факторе.

«К сожалению, эта была ошибка пилота, который сидел впереди самолета. Вероятно, во время показательного выступления он переволновался и на критическом угле атаки перетянул ручку управления. Это привело к потере скорости», –  рассказывает коллега ишимских пилотов Александр Мякишев. 

На месте трагедии было решено установить памятник с фрагментом заднего крыла самолета, чтобы отдать дань погибшему экипажу. Некоторое время неравнодушные местные жители ухаживали за ним, но вскоре кто-то украл часть Як-52 и, по словам нового хозяина картофельного поля, сдал его в чермед. Сегодня от памятника практически ничего не осталось, участок полностью зарос бурьяном.