«Настоящее невежество». Тюменцы возмущены покрытием памятника «Прощание»

Анастасия Газеева / личный архив

   
   

В этом году к празднованию Дня Победы решили обновить скульптуру «Прощание», расположенную напротив площади Борцов Революции в областной столице. Памятник покрыли черной глянцевой краской, от результата горожане пришли в ужас. Подробнее в материале tmn.aif.ru.

Мы обратимся в суд!

Тюменка Анастасия Газеева опубликовала на своей страничке во ВКонтакте пост, где написала, что окрашенная в черный глянец скульптура — это эстетическое невежество. Блестящее покрытие исказило оригинальный рельеф металла и нарушило авторский замысел скульптора. Краска изменила лица героев, а девушке добавила ненужного объема в формах:

«Возможно ли, чтобы памятник "Минину и Пожарскому" на Красной площади покрасили черной глянцевой краской!? Какое было бы возмущение. Этого бы никто не допустил», - пишет автор поста.

В комментариях к записи пользователи уверены, что надобности в покраске не было, так как скульптура была в прекрасном состоянии, а покрывать медь краской – самое настоящее невежество.

Возмущение Анастасии поддержали и другие горожане.

«Живем в эпоху бескультурья. Сегодня основная идея разрушить все до основания», - говорит тюменка

   
   

Чтобы создать прецедент, пользователи предложили подать от лица общественных организаций судебный иск. Это привлечет еще больше внимания к проблеме и поможет вернуть произведению искусства первозданный облик:

«Пусть наказание за такие действия предусмотрено небольшое, но принудить восстановить памятник в первозданном виде возможно. Если удастся присудить штраф, средства пойдут на восстановление скульптуры», - предлагает Анастасия.

Медь должна работать

Председатель тюменского отделения Союза художников России Александр Новик отмечает, что прятать медь под краску категорически нельзя. У каждого материала есть своя фактура и рельеф. Как ляжет свет, что он подчеркнет, а что скроет, зависит от материала, из которого создали скульптуру. На выбор материала автором зависит даже жанр произведения искусства, скульптор не просто так выбирает дерево это будет, камень, мрамор или железо. Каждая деталь должна работать на раскрытие идеи художника.

«Когда медь прячется под краску, ощущение совершенно другое от скульптуры. Многие моменты, которые в металле смотрелись, сейчас скрыты от глаз и совершенно не работают, не создают нужного эффекта», - рассказывает Александр.

Если нужно было восстановить какие-то изъяны памятника, отреставрировать его, продолжает Новик, стоило пригласить скульпторов.

«В нашем городе достаточно хороших специалистов, которые могут придумать выход из ситуации, а не идти по пути меньшего сопротивления», - говорит председатель тюменского отделения Союза художников России.

Также он отметил, что такое эстетическое невежество можно расценить как нарушение авторских прав. Адвокат Алексей Арабаджи отметил, что речь о нарушении закона может идти только в том случае, если права на скульптуру не были переданы городу или это не было подарком Тюмени.  

«Чтобы говорить предметно, нужно понимать, кому принадлежат авторские права на памятник. Если автор скульптуры передал их кому-то другому, то покрытие скульптуры краской не будет считаться нарушением закона», - отметил юрист.

Как рассказали в администрации города, власти в курсе произошедшего и проводят проверку.

Отметим, что скульптура «Прощание» был создана в 1991 году в честь выпускников школ 1941-1945 годов, которые ушли на фронт. Авторами монумента стали местные скульптор Н. В. Распопов и архитектор Б. А. Жученко.

Памятник изображает юношу в солдатской шинели с оружием и девушку, прощающуюся с ним. Девушка босая, что символизирует внезапность начала войны. На мраморном постаменте выгравирована памятная надпись, а на пилонах увековечены имена погибших за Родину.