«Дорога мертвых». Почему трассу Тюмень-Ханты-Мансийск считают проклятой?

В социальных сетях тюменцы жалуются на отвратительное состояние автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск. © / Скриншот из сообщества "ЧС Тюмень"

Самая протяженная автодорога региона Тюмень-Ханты-Мансийск — единственная транспортная артерия, соединяющая область с Югрой. В народе она пользуется дурной славой из-за высокой смертности. Каждый год трасса уносит сотни жизней и ломает столько же судеб. Подробнее — в материале tmn.aif.ru

   
   

Судьбе на встречку

Молва о страшной дороге на Север появилась не на пустом месте. Многие годы здесь случаются страшные ДТП. А в 2023 году ее признали самой аварийной трассой в регионе. За минувший год здесь произошло 170 дорожных происшествий, в которых погибло 55 человек и еще 245 пострадало. Об этом сообщил глава местной Госавтоинспекции Андрей Миллер.

Из-за дурной славы трассу Тюмень-Ханты-Мансийск прозвали «трассой смерти». Обочина шоссе усыпана десятками кенотафов — символических надгробий без захоронений — и венков. На этой дороге люди разбивались насмерть, сгорали заживо, умирали целыми семьями, находясь в плену искореженного металла.

Так, 16 августа 2024 года на этой дороге погибла многодетная семья из Тобольска. В сумерках на 241-ом километре автодороги столкнулись «Инфинити» и грузовик «Вольво» с полуприцепом.

В «японце» были мужчина с женой и пятью детьми, они возвращались домой, в Тобольск. По одной из версии, водитель «Инфинити» не справился с управлением и выехал на встречку, где на большой скорости влетел в большегруз. От удара легковушку разорвало пополам. Супруги погибли на месте, скончались и три дочери. Двоих сыновей экстренно госпитализировали. Из больницы их забрали родственники.

Фото: Скриншот из сообщества «ЧС Тюмень»

Еще одна трагедия на этой автодороге в 2023 году унесла жизни четырех человек, трое из которых были дети. Дедушка вместе со своими внуками приехал в Тюменскую область из соседнего региона, чтобы порыбачить и искупаться в наших водоемах. Но домой они так и не вернулись — июньским вечером водитель «Киа Соренто» на большой скорости влетел в припаркованную фуру. При столкновении верхнюю часть автомобиля срезало прицепом. 17-летняя девушка, два подростка 12, 13 лет и 63-летний мужчина скончались на месте.

   
   

Холодной и заснеженной зимой 2016 года «трасса смерти» полностью оправдала свое название. На 926-м километре дороги тягач «Вольво» столкнулся с автобусом, на котором из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск возвращались воспитанники спортивной школы «Сибиряк». После соприкосновения бортов машин гусеничный вездеход слетел с трала и протаранил боковую часть автобуса, вместе с находившимися внутри людьми. В результате аварии транспорт разорвало на куски.

Десять пассажиров, восемь из которых дети, погибли на месте. Один ребенок скончался по дороге в медучреждение. Еще один— умер в реанимации. Многим, кто смог выжить в тот вечер, позже пришлось пройти сложнейшую реабилитацию.

После этой аварии жители двух регионов потребовали от властей навести порядок — расширить полосы, поставить больше разделительных отбойников, а также регулярный патруль на потенциально опасных участках автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск, особенно в условиях непогоды.

Вопрос расширения трассы периодически поднимается автомобилистами до сих пор, на недавней пресс-конференции губернатора Тюменской области жители региона снова затронули вопрос о безопасности трассы. Тогда Александр Моор отметил, что к концу 2027 года дорогу сделают четырехполосной и добавят разделители. Но пока только до Тобольска. Реконструкция обойдется региону в 11,5 млрд рублей.

Построенная на костях?

Дурной славе трассы в Югре есть свое объяснение. Тюменка Оксана Лищенко, которая долгое время прожила на севере, рассказала корреспонденту tmn.aif.ru, что у этой дороги есть легенда, объясняющая большое количество ДТП.

Фото: Скриншот из сообщества «ЧС Тюмень»

«Когда люди стали осваивать здешние земли, искать нефть, прокладывать дороги, столкнулись с негодованием коренных малочисленных народов севера. Оказалось, трассу решили проложить через священные для них места — старые захоронения местных хантов. Для них кладбище — это не просто место упокоения бренных тел, а дань уважения прошлому. Представители малочисленных народов просили власти перенести строительство, но так как кругом были одни болота, им отказали. Когда священное место сровняли с землей, духи, по словам хантов, разгневались. Так, дорога стало проклятой, — рассказывает Оксана Лищенко. — Мой отец как-то ехал по этой трассе зимой, стоял жуткий туман — вдоль шоссе он увидел холмы, очень похожие на захоронения. Это до жути его испугало. Его коллеги — дальнобойщики рассказывали, что им тоже приходилось видеть пугающие вещи, например, призрачные фигуры. Один из хантов как-то сказал моим родителям, что множественные аварии — это знак того, что сама земля сопротивляется кощунству на могилах предков».

Однако для большинства жителей региона частые аварии на федеральной дороге — это следствие ее низкого качества, высокого трафика и вереницы грузовиков. По словам губернатора, на «трассу смерти» приходится большая часть всех грузоперевозок региона.

«Большегрузы ездят целыми составами, поэтому трасса разбитая. На некоторых участках дороги лежат две плиты, залитые асфальтом. Едешь по кочкам — машина раскачивается...Как тут управление не потерять? Особенно зимой, когда на трассе и так гололед . Помню, как-то дорогу размыло ручьем — большой вопрос тогда возник, из чего их стали делать, что даже вода может разрушить (В 2015 году из-за размыва грунта на 447 км движение на федеральной трассе Тюмень-Ханты-Мансийск приостановили на несколько дней. — Прим.ред.). Чтобы снизить количество лобовых столкновений на трассе, ее надо привести в порядок — расширить полосы, установить разметку, камеры видеонаблюдения для шумахеров. Из-за частых протяженных участков, где запрещен обгон, и легковушки, и «паровозики» цепляются за любую возможность обгона — тут-то и случается беда", — делится Павел У. в социальных сетях.

Как уточняет пресс-служба региональной Госавтоинспекции, основными причинами ДТП на федеральных дорогах являются превышение допустимой скорости, выезд на встречную полосу, а также нарушение дистанции.

С начала 2024 года на трассе Тюмень-Ханты-Мансийск произошло 67 аварий с 18 погибшими и 108 ранеными.