В плену плесени. Жильцы годами ждут расселения из аварийной пятиэтажки

Тюмень, улица Олега Антонова, 4. © / Игорь Сабаталов / АиФ

Дом на улице Олега Антонова, 4 у аэропорта «Рощино» уже много лет стоит в плачевном состоянии - по стенам идут внушительные трещины, отделка отваливается. Жильцы боятся, что вот-вот кому-нибудь на голову рухнет кусок бетона. Переживают они не напрасно, даже слегка преуменьшают, ведь рассказывать обо всех недостатках строения придется долго.

   
   

Денег нет, но вы живите

«Стены все в черной плесени, краска пузырится от влажности. Рассадник туберкулеза какой-то. Да вы и сами видите - жить невыносимо. Наверно, пока сюда подходили, видели здоровенные трещины на стенах общаги», - говорит Сергей Кудряшов.

Он живет в доме почти с самой его постройки. В эксплуатацию его сдали в 1976 году, Сергей же заехал в начале 80-х. Он живет один в комнате на 18 квадратов. Говорит, что до сих пор удивляется, когда видит семьи во дворе: «Ладно я, дотяну как-нибудь. А детишки-то маленькие, вон, носятся во дворе. Тут же ходить по коридорам страшно».

Дом признан аварийным и непригодным для проживания. Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов

Жить в таких условиях Сергею нельзя по состоянию здоровья, пять лет назад он много месяцев боролся с туберкулезом, но переехать ему некуда. Все, кто остался в доме, ждут обещанного переселения. Регулярно собираются и жалуются во все инстанции. Но ответ один: пока денег нет. Хотя и признают, дом действительно непригоден для проживания.

Те, у кого квартиры были в собственности, давно съехали. Остались те, кто живет по социальному найму. Они стараются не отчаиваться в попытках добиться справедливости и покинуть дома. Более того, некоторые продолжают украшать дворы цветами и кустарниками. Недавно посадили деревья, прямо у новенькой спортивной площадки. Только вот зачем она нужна, когда в квартирах страшно спать.

Ходить по коридорам страшно, делятся жильцы. Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов
Так выглядят коридоры в пятиэтажке. Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов

Не только жители четвертого дома ведут борьбу за уютные квартиры. Соседний шестой бил тревогу два года назад. Зимой в коридорах из-за протечек постоянно образовывался лед, поскальзываясь, жильцы ломали ноги и руки. Подвал сгнил, нет ни одного целого места, трубы не примут даже на чермет, а по стенам расползлась плесень.

Когда-то этими домами владел аэропорт «Рощино» - там жили работники. Потом их передали во владение УК «Альянс». Они отремонтировали, но жители радовались недолго - трубы и стены не продержались и пары месяцев. Затем дом отдали другой управляющей компании, которая с порога заявила: капитального ремонта не будет, смысла нет. Его и правда не было - щели в два пальца никак не заделаешь, только под снос.

   
   

Лотерея на переезд

В реестре на расселение многоквартирных домов места для пятиэтажки на улице Антонова не нашлось. Дом хоть и признан аварийным и непригодным для проживания, избавляться от него не спешат, если он и пойдет под снос, то не в этом году.

«Обращения по поводу расселения из аварийных домов - одни из самых частых в ОНФ. И опыт работы на Олега Антонова у нас тоже есть. Состояние этого жилья нам хорошо известно. Проблема в том, что часть квартир находится на муниципальном балансе, а какие-то приватизированы. И к каждой стороне по законодательству свои подходы», - объяснил член регионального штаба ОНФ, модератор тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» в Тюменской области Сергей Соловьев.
Часть квартир в доме находится на муниципальном балансе, а какие-то приватизированы. Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов

Со слов эксперта, в этом случае универсального алгоритма решения таких проблем нет, в том числе и из-за того, что жилищное законодательство остро нуждается в корректировке. Как отметили в ОНФ, большая ответственность здесь на УК, ведь речь идет об общедомовом имуществе. Далее нужен выход на муниципальные власти - это тоже задача УК. А потом ситуацию возьмут под контроль представители народного фронта.

По мнению эксперта, большая ответственность здесь на УК, ведь речь идет об общедомовом имуществе. Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов

«Допустим, дом признан аварийным. Установили год сноса: 2038-2040 года. То есть людям в этих условиях еще жить и жить. Тут наша задача - ускорить этот процесс, указав на все проблемы: коммуникации, несущие конструкции и несоответствие условиям проживания. Мы инициируем проверку Роспотребнадзором, и на основании заключения выносится решение о включении дома в список на снос. У нас есть успешные проекты, поэтому, я бы сказал, что программа по расселению авариек налажена и работает», - отметил Сергей Соловьев.

Между тем 375 семей в регионе смогли переселиться из ветхого и аварийного жилья в I квартале 2021 года в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда».

Как сообщает региональное главное управление строительства, расселили 16 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда в Тюмени, Тобольске и Ялуторовске, а также в Вагайском, Тюменском и Уватском районах.

Кстати

Единовременную выплату в размере 1 млн рублей получит 75-летний владелец сгоревшего дома в садовом товариществе «Солнышко» в Тюменском районе. Иск прокуратуры удовлетворил Тюменский районный суд, сообщает ведомство.

Дом мужчины сгорел 17 мая этого года, напомним, тогда огонь от ландшафтного пожара уничтожил 25 дачных домов в садовом товариществе «Солнышко» Тюменского района. Из-за отсутствия документов о владении земельным участком, мужчина не мог получить единовременную выплату и обратился в прокуратуру.

Установили, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, на котором он собственными силами возводил жилой дом. Жилье было меблировано и пригодно для постоянного проживания. Мужчина с семьей с ранней весны до поздней осени ежегодно проживал в СНТ.