«Там не нужно быть ответственным». Психолог про компьютерную зависимость

Низкая самооценка, обидчивость определяют склонность к появлению зависимости. © / pixabay.com

Уже в середине 2018 года в международном списке болезней появится новое психическое расстройство - игромания. Всемирная организация здравоохранения планирует внести ее в официальный Международный классификатор болезней ICD-11 (МКБ-11).

   
   

Может ли зависимость сформироваться у семилетнего ребенка, который целыми днями сидит за планшетом и почему вылечить этот недуг непросто, корреспондент «АиФ - Тюмень» узнал у клинического психолога Терезы Гач.

Ранимые и тревожные

Сирень Бабаева, «Аиф - Тюмень»: Игровая зависимость настолько серьезна, что ее признали психическим расстройством?

Тереза Гач: Игровая зависимость - очень серьезное заболевание, которое нужно лечить. В первую очередь забить тревогу и прийти к врачу должны родные и близкие. Игроман сам никогда не обратится за помощью, потому что ему хорошо и комфортно в виртуальном мире.

- Почему у одних возникает зависимость, а у других любителей порубиться в виртуальные игры - нет?

- Есть некоторые черты характера, определяющие склонность человека к возникновению зависимости. Это низкая самооценка, повышенная обидчивость, тревожность, ранимость, чувствительность к влиянию окружающей среды, низкая стрессоустойчивость. Таким людям тяжело адаптироваться в обществе, им сложно найти общий язык не только с незнакомыми людьми, но и в семье.

   
   
Родные могут спровоцировать появление зависимости гиперопекой или завышенными требованиями к ребенку. Фото: pixabay.com

Немаловажно и воспитание, которое человек получил в семье. Родные могут сами спровоцировать возникновение зависимости гиперопекой либо завышенными требованиями к ребенку.

- И что игра дает людям с такими чертами характера?

- Для них это способ контакта с окружающим миром. В реальной жизни игроманам тяжело заводить и поддерживать отношения. Но потребность в общении остается, поэтому свой мир они строят в виртуальной реальности, там они могут себя проявить.

Не переиграть

- А когда формируется зависимость?

- Как правило, в подростковом возрасте. Обостряется в период, когда юноша или девушка оканчивает школу и поступает учиться в вуз или техникум. В этот момент меняется привычный мир, нужно строить отношения со сверстниками в новом коллективе, сдать экзамены, выстоять. Если психика ребенка неустойчива, он ищет способ, как себя немного стабилизировать. На фоне неумения контактировать, низкой адаптивности игра для него становится механизмом, который помогает выжить. Она дает ощущение, что у человека появляется свой интимный мир, в который посторонние не допускаются. Вообще для каждого важно иметь «свой мир», но игроманы не могут выстроить его в реальности. В виртуальной реальности формируется фантазийное представление о том, что он успешен, преодолевает трудности, его ценят.

Также в 17-18 лет человек освобождается от опеки родителей. И дети, которые всегда были под жестким контролем либо гиперопекой, могут пуститься во все тяжкие. Чтобы почувствовать свободу, они могут увлечься игрой, подсесть на наркотики, алкоголь.

- То есть у 5-7-летнего ребенка, проводящего дни за игрой, зависимость не возникнет?

- У ребенка в 5 лет не формируется зависимость, он сам не управляет своими решениями. Его жизнь строят его взрослые - мама, папа, бабушка, дедушка. Если его отвели на спортивную секцию, на английский язык, этим он и будет заниматься. Если ему дают планшет, чтобы лишь бы не мешал, он и будет сидеть за игрой. В этом возрасте у него формируется умение преодолевать трудности, достигать цели, он учится огорчаться поражениям, радоваться победам. Но если он будет расти в виртуальной реальности, у него не будет этого опыта переживания, и, как следствие, образуется безволие. Почему игра так опасна? Там все дается легко. А человек устроен так, что он не будет искать сложных путей, если есть легкий. Чтобы преодолеть сложности, нужна воля, которая воспитывается с детства. Именно поэтому черты характера - один из первых критериев, на который смотрят психиатры.

Нахождение за компьютером должно быть ограничено по времени. Фото: АиФ/ Александр Фирсов

Любое нахождение за компьютером должно быть ограничено по времени и стать некой «наградой». Родители должны сказать: «Ты можешь посидеть за компьютером, после того как сделал уроки, домашние дела». Должен быть надзор: во что играет ребенок, как долго.

- Как вы считаете, происшествия, когда школьники с автоматами, топорами врываются в школу и начинают убивать своих учителей, друзей, могут быть следствием виртуальной жизни?

- Конечно, это навязывание стратегии. Игра показывает сценарий, выходы из ситуации, погружает в иллюзорный, но очень реалистичный мир. В нем показано, как можно поступить в той или иной ситуации. У ребенка нет понимания, что в жизни это все безвозвратно, что нельзя переиграть.

Игры, связанные с агрессией, оружием, очень врезаются в сознание подростков, при этом у них нет критического восприятия. И в ситуации стресса вместо того, чтобы исправить оценку, сказать маме, поплакать, попереживать, он на фоне виртуального опыта хватается за оружие. Это говорит о том, что человек незрелый. Он не знает, кто он, ему не показали, что он личность, что он ценен сам по себе. Поэтому он ассоциирует себя с героями игр. Также у него не сформировано звено «действие - ответственность», он просто не понимает, что за поступок придется отвечать. А когда понимание приходит, когда кровь реальная, уже нельзя ничего переиграть.

- Сравнима ли игровая зависимость по тяжести с наркотической и алкогольной?

- Абсолютно сравнима, потому что от нее избавиться очень тяжело. И она формируется намного быстрее, чем любая другая зависимость. Игромания социально приемлема: никто не осуждает, не пугает страшными картинками, как на пачке сигарет. Сначала игра кажется нормой, потом становится частью жизни человека, потому что он не научился по-другому жить, коммуницировать.

Проверьте психику

- Виртуальный мир затягивает, только потому что в нем создается иллюзия успешной личности, или есть еще какие-то причины?

- Затягивает, потому что человеку не нужно быть там ответственным, принимать решения, ошибку можно переиграть, и за нее не будет наказания. В виртуальном мире легко, там все взаимозаменяемо, все поправимо.

- Сам игроман понимает, что с ним что-то не так?

- У него возникает чувство вины, он может бесконечно обещать себе перестать играть, но вновь садится за компьютер. С одной стороны, человек понимает, что нужно работать, заканчиваются деньги, а с другой - не может остановиться. И все это становится порочным кругом, из которого сложно выбраться.

Игромана нужно обучать способам общения с миром и умениям выхода из стрессовых ситуаций. Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

- И как лечат зависимых от игры?

- Работа строится с семьей. Задача родственников - поддержать его на пути к излечению. Сам игрок не признает свою болезнь. Назначается коррекционная работа с больным, специалист показывает ему, что у него зависимость, а не просто интерес.

Его нужно адаптировать в социуме, обучить способам общения с миром, умениям выхода из стрессовых ситуаций. У зависимых людей просто нет представлений о том, как противостоять сложным ситуациям. Им проще уйти в виртуальную реальность. Поэтому важно научить общаться с людьми, отыграть ситуации, коммуникации с близкими, коллегами. Расширить спектр чувств и эмоций, показать, что в реальном мире тоже есть много интересного.

Сам человек не будет этого делать, ему и там хорошо. Но мы же видим, что его это губит.