Пятнадцать лет Олег Филатов крутит баранку автомобиля с красным крестом и проблесковыми маячками. Недавно его труд благодарственным письмом отметил президент. Для Олега это не просто ценная награда, а стимул трудиться еще лучше. За столько лет работы ему приходилось сталкиваться с разными ситуациями, порой от адреналина сердце едва не выскакивало из груди, иногда случались курьезы. На что Олег Филатов точно не может пожаловаться в своей работе, так это на однообразие.
Когда счет на секунды
Сирень Бабаева, «АиФ - Тюмень»: Олег Михайлович, кем вы работали до скорой и чем вас так покорила экстренная медицинская помощь, что вы посвятили ей уже 15 лет?
Олег Филатов: До скорой я три года трудился в МЧС и год в дорожной службе, потом захотелось попробовать себя в чем-то новом, конечно, я тогда не предполагал, что на столько лет задержусь на одном месте, но работа в скорой оказалась мне близка по духу, интересна. Здесь я не просто водитель, а член бригады, от каждого из нас зависят жизнь и здоровье пациента. У нас не бывает однообразия, каждый вызов - это в каком-то смысле проверка на прочность, может быть, даже некое соперничество с судьбой, со старухой с косой, когда мы делаем все, чтобы спасти человека.
- Вы каждый день сталкиваетесь с болью, человеческими страданиями и даже с отчаянием, есть какие-то случаи, которые навсегда запомнились?
- На самом деле я стараюсь не акцентировать внимание на каждом вызове, но некоторые случаи запоминаются надолго. Этим летом мы приехали к мужчине с болью в сердце и высоким риском осложнений. Ехали быстро, со спецсигналами. Пока медики убежали спасать пациента, я подготовился к экстренной эвакуации: установил машину так, чтобы сразу положить больного на тележку-каталку и, не теряя времени на развороты, выехать. Вызов серьезный, все должно быть наготове.
Только вынесли пациента из подъезда, он захрипел, монитор запищал, сообщая, что сердце остановилось. Я быстро передал коллегам дефибриллятор, реанимационный набор и остался рядом в надежде, что все получится, что человек будет жить. Первый разряд - ничего не вышло, не завелось сердце. Второй разряд - и я выдохнул! Пациент, когда пришел в себя, все удивлялся и беспокоился: в жизни не терял сознание, как такое с ним, взрослым и крепким, могло приключиться.
- Со стороны кажется, что работа в скорой - ежедневный стресс, а бывают курьезные случаи?
- Такое у нас тоже бывает. Например, с улыбкой вспоминаю, как однажды мы приехали на вызов и приняли пациента за афроамериканца. Диспетчер передал, что во дворе дома человеку плохо. Была ранняя весна, еще снег лежал, но у теплотрасс уже были лужи. Мы подъехали, видим молодого человека, купающегося в грязи. Смотрим на него всей бригадой и глазам не верим - афроамериканец. Подошли поближе, оказалось, что это наш, местный житель, употребив какие-то препараты, пошел в грязную лужу и так искупался, что даже веки у него были черные. Такие истории больше запоминаются, может быть, потому что как раз помогают снять стресс среди череды экстренных случаев.
Стали культурнее
- Есть ли статистика, в какие дни бывает больше всего вызовов?
- На мой взгляд, такой статистики нет, мы каждый день работаем в полную силу, по-другому не умеем. Всплеск вызовов бывает в межсезонье, с подъемом простудных заболеваний, гриппа, а по дням недели не замечал.
- А в праздники нагрузка возрастает?
- Такое было раньше. Была четкая связь «праздник - увеличение вызовов». Сейчас подъем в эти дни незначительный. К счастью, ситуации, когда мы в праздничные дни увозим одного пациента за другим в состоянии алкогольного опьянения или травмированных из-за перебора спиртных напитков, сегодня практически не встречаются. Надеюсь, это связано с тем, что наши жители научились более цивилизованно и культурно отмечать знаменательные даты.
- Как ведут себя участники дорожного движения, всегда ли пропускают скорую?
- Водители стали намного ответственнее, пропускают нас. Пятнадцать лет назад бывало так, что вставали перед машиной, которая не давала проехать, либо из-за того, что стекла были наглухо затонированы и нас не видели, либо музыка громко играла, и водитель не слышал спецсигналы. Сейчас с такими автомобилистами ГИБДД хорошо работает, да и сами водители стали ответственнее, участливее.
- У вас случались конфликты на дороге?
- Нет, ни разу не было. Даже если бы возникла такая ситуация, я не стал бы тратить время на выяснение отношений. У меня в машине больной, которого нужно как можно быстрее доставить в больницу, тут не до конфликтов. Лучше просто объехать и не связываться с такими водителями.
- Что вы делаете, чтобы оперативно доставить пациента в больницу?
- Оцениваю ситуацию на дороге, ищу кратчайший, менее загруженный путь без плотных заторов. Если такой возможности нет - говорю в громкоговоритель, чтобы разъехались влево и вправо, прижались к обочине те, кто не реагирует на сирену и маячки, и двигаюсь по этому коридору жизни. Единственное, из-за камер некоторые водители на перекрестках боятся выехать за стоп-линию, но все равно нас пропускают.
Быть морально готовым
- С таким стажем работы вы, наверно, уже сами можете оказать помощь?
- Элементарным вещам научился, смогу наложить шину, кровотечение остановить, что, кстати, как-то вне работы пришлось делать. Были у нас и соревнования по реанимированию манекена, тогда медицинские работники высоко оценили мои навыки. Надеюсь, что в жизни мне эти знания не пригодятся, но лишними точно не будут.
- В каждой работе есть профдеформация, какая она у водителей скорой?
- Постоянно анализировать ситуацию на дороге. Даже приехав на ДТП, я невольно анализирую, почему произошла авария, какие ошибки допустили водители, делаю для себя выводы, запоминаю, что нужно учитывать на дороге.
- Есть какой-то принцип отбора водителей в скорую?
- В первую очередь мы должны пройти обучение и иметь допуск на вождение автомобиля со спецсигналами, это одно из основных требований. Нужно еще быть готовым к экстренному вождению и к ситуациям, когда приходится сталкиваться с кровью, мочой, рвотой - не каждый способен выдержать такое.
- С пандемией коронавируса нагрузка на медиков сильно возросла, вы чувствуете эти изменения?
- Вызовов стало больше, чаще стали носить СИЗы ,а вот маски, перчатки, антисептики у нас всегда были с собой, мы называем это джентльменским набором. Специальные костюмы надеваем, если едем на подозрение на ковид, так как тоже контактируем с больными. Если честно, все уже устали и ждут, когда все это закончится. Нагрузка больше психологическая, это чувствуется и по пациентам, которые порой не могут сдержать эмоций и резко высказываются. Я отношусь к таким ситуациям с пониманием.
- Вы стали одним из первых водителей, согласившихся работать в инфекционной бригаде, не страшно было?
- Нет, так как неуклонно соблюдал все правила безопасности. Эпидкостюмы, обработка салона и оборудования на работе и не менее строгие правила дома: приезжая, я шел через котельную, где рабочую одежду сразу бросал в стирку. Дистанция, никаких поцелуев и объятий, когда я доставлял продукты и лекарства своей маме. Благодаря такой настороженности она не заболела. Когда появилась вакцина, мы все привились.
- Пациента не всегда удается довезти до больницы, что происходит, когда он умирает в карете скорой помощи?
- По правилам в таких случаях мы должны зарегистрировать смерть, вызывать полицию, в зависимости от обстоятельств. К счастью, у меня такого не было никогда, в моей машине никто не умирал. Бывало, что не удавалось спасти человека на вызове, теряли его после того, как доставили в больницу, но чтобы прямо в машине - никогда. Наверно, меня бог оберегает от таких случаев.