Десять лет Сергей Зотов не мог вдохнуть полной грудью. Диагноз «сердечная недостаточность» стала для него приговором - постоянная одышка, бесконечные посещения больниц и ухудшающееся с каждым годом состояние здоровья. Уколы и таблетки не помогали. Спасти жизнь могло только новое сердце.
Забилось вновь
«Я раньше и 50 метров не мог пройти без передышки, сейчас уже преодолеваю километр, - вспоминает 38-летний Сергей. - Я, конечно, понимал, что это сложная операция. Но перед ней не задумывался: позвонили, собрался, приехал - сделали. Все близкие меня поддерживали. Сейчас из ограничений - поберечь себя, несильные нагрузки, поменьше посещать общественные места, потому что иммунитет пока слабый, лекарства принимаю…»
Сергей стал первым, кому в регионе пересадили сердце. Сложная операция прошла под руководством академика РАН, главного внештатного трансплантолога Минздарва России Сергея Готье.
Тюменские хирурги совместно с коллегами из Национального медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов им. Академика В.И. Шумакова 3,5 часа сшивали сосуды донорского органа к сосудам пациента и, затаив дыхание, смотрели, как чужое сердце забилось вновь, подарив вторую жизнь другому человеку.
«В последние годы растет число пациентов с хронической сердечной недостаточностью, в том числе с терминальной стадией. Поэтому в Тюменской области формируется регистр таких больных, чтобы своевременно выявить тех, кому показана трансплантация, но у которых еще не возникли противопоказания для пересадки», - говорит кардиолог ОКБ №1 Светлана Вятчинина.
Сейчас в листе ожидания три человека на трансплантацию сердца, 12 - печени, 8 - почки. И если пациентам с серьезными заболеваниями почек поддержать организм в ожидании пересадки помогает гемодиализ, то с критическими недугами печени и сердца надеяться не на что. Единственный шанс на спасение - донорский орган.
Разрешение не нужно
«Врачи, лечащие пациентов с тяжелым поражением головного мозга, заинтересованы в том, чтобы он выжил, но если спасти не удалось, его органы могут помочь сохранить жизнь другому, - говорит Сергей Борисович. - В этом году ожидаем новый закон о донорстве, в который будет добавлена возможность каждого человека изъявить свою волю при жизни, а также регламентация пути о том, как распоряжаться органами после его внезапной смерти, помимо этого, дополнительно будут прописаны права родственников, им будет даваться три часа после смерти близкого человека на принятие решения о передаче его органов на донорство».
Появление донорского органа не гарантирует, что он подойдет нуждающемуся. Прежде чем приступить к пересадке, проводятся многочисленные анализы на совместимость. И если тюменскому пациенту сердце, почка или печень не подходят, его могут передать больному из другого региона.
У каждого органа есть свой срок годности. Так, при смерти мозга можно изъять до девяти органов, а при остановке сердца - только почки. Почки - единственный орган, который довольно спокойно реагирует на жизнь вне организма, он годен для пересадки в течение суток. Для сердца этот срок составляет девять часов после смерти мозга, печени - восемь часов, легких - шесть часов. Поэтому при передаче органа в другие регионы важно очень быстро его довезти. На этот случай у тюменского центра подписано соглашение с аэропортом. Медик со специальным чемоданчиком прибывает в воздушную гавань за 15 минут до вылета борта и летит к коллегам из другого конца страны. Все это время он держит в руках чью-то жизнь.