Коронавирус влияет на все органы и системы человека. Но если головную боль и нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта трудно не заметить, то с психическими последствиями все гораздо сложнее. Мало кто идет к врачу из-за нарушений сна, постоянного плохо настроения или отсутствия энергии. Между тем депрессия и астения в дальнейшем могут привести к весьма серьезным состояниям. Чем опасен коронавирус для психики и какие симптомы не нужно игнорировать, корреспонденту «АиФ - Тюмень» рассказала заведующая дневным стационаром, врач-психиатр Областной психиатрической больницы Ольга Молина.
Ни на что нет сил
Анна Смирнова, «АиФ - Тюмень»: Ольга Владимировна, правда ли, что коронавирус влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье человека, как это происходит?
- Как переболевшему коронавирусом понять, что тревожность возникает не просто так, что нужна помощь специалиста?
- Если это состояние длится более трех дней, нужно идти к врачу, так как это состояние истощает организм. Тревога - это тот же страх, только человеку непонятно, чего он боится, откуда ждать опасности. Это состояние ускоряет и другие процессы: астению, депрессию, может привести к паническим атакам. Когда подключается к процессу вегетативная нервная система, начинаются кризисы. Вегетососудистая система контролирует работу всех органов и систем организма с 7 вечера до 5-6 часов утра. Днем ее сменяет центральная нервная система. Когда все хорошо, они не пересекаются. Но иногда из-за гормональных сбоев и стрессов человек вдруг начинает чувствовать, как работает его вегетативная система, это сопровождается потливостью, чувством страха, тревоги, учащенным сердцебиением, онемениями, покраснениями, ощущениями жара, страхом смерти, скачками давления.
- Нарушение сна после болезни - тоже повод для посещения психиатра?
- Да, если никак не получается уснуть больше трех дней или проблемы со сном (ранние пробуждения, трудности с засыпанием, чуткий сон) длятся более двух недель. Нарушения сна - один из основных симптомов при депрессионных и тревожных расстройствах. Проблемы со сном просто так никогда не возникают, организму необходимо перезагружаться ночью, а не спать или спать плохо - не нормально.
- Кто чаще всего сталкивается с постковидным симптомом?
- В основном это люди в возрасте 45-60 лет. Это время само по себе сопровождается эмоциональными перепадами, резкими сменами настроения, а перенесенный вирус только все ускоряет. Также чаще всего с психологическими последствиями вируса сталкиваются люди, имеющие в анамнезе органическое поражение головного мозга: травмы, заболевания, проявившиеся на центральной нервной системе - менингиты, энцефалиты и т.д.
Последствия дистанционки
- Можно ли уже оценить, насколько эпидемия усугубила ситуацию с психическими заболеваниями?
- Некоторые выводы уже можно сделать. На второй год пандемии мы замечаем, как поменялся спектр наших пациентов. Значительно увеличилось количество молодых людей, на которых сказались самоизоляция и жизнь на дистанционке. Дети и подростки с несформированной психикой на длительное время остались без живого общения - основного инструмента, благодаря которому строили отношения, изучали мир. Ссорясь, ошибаясь, знакомясь, они приобретали маленький опыт для жизни в большом мире, учились вести себя в той или иной ситуации. В последующем именно его они будут транслировать в своем общении. И в этот период, когда идет активный набор знаний об окружающем мире, их лишают его. Дети и подростки с головой ушли в компьютеры и телефоны. Для многих родителей это оказалось весьма удобным: ребенок не мешается, не задает вопросы, не надо думать, чем его занять.
Считаю, с основными последствиями этого мы столкнемся лет через 5-6 лет, когда к нам начнут приходить люди с игровой зависимостью, люди, которые умеют общаться и знакомиться только в сети и не знают, как вести себя в реальном мире. Не умеют и не хотят строить интимные отношения вживую.
Также стало очень много впервые выявленных пациентов как раз с генерализованными тревожными расстройствами. Много женщин. Даже пожилые люди не так остро реагируют, как пациентки в возрасте 45-50 лет, постковидный симптом у них более выражен, а депрессивные последствия тяжелее поддаются лечению. Мужчины тоже обращаются, но гораздо меньше, поскольку привыкли терпеть и бояться каких-либо последствий.
В отдельную категорию я бы выделила медиков из ковидных госпиталей, которые все чаще обращаются к нам за помощью из-за эмоционального выгорания. Постоянный страх за здоровье свое и близких, тяжелые пациенты, которых не всегда удается спасти, постоянное напряжение в течение двух лет не могли пройти бесследно для психического состояния. Несмотря на то, что врачи часто сталкиваются со смертью, они все равно переживают каждую утрату, как долго бы ни были в профессии, а когда с потерей пациентов сталкиваешься постоянно - это уже психотравма.
- Есть ли корреляция между тяжестью заболевания и выраженностью постковидных симптомов?
- Чем тяжелее протекает заболевание, тем тяжелее гипоксия, тем больше кислородное голодание, микротромбозов и интоксикации.
Сложное лечение тоже сказывается, токсически действуя на головной мозг, поэтому после долгого приема антибиотиков, гормональных препаратов проявлений постковидного синдрома будет больше. И, кстати, основная проблема, с которой мы столкнемся в будущем, - деменция. Депрессия всегда запускает этот механизм, через 5-7 лет у нас будет много пациентов с когнитивными проблемами.
- Как можно профилактировать последствия коронавируса на психику?
- Стараться не болеть коронавирусом, избегать заражения и прививаться. Прививка облегчает течение заболевания, соответственно, токсическое воздействие вируса и медикаментов на организм будет меньше Если заболели, то после выздоровления нужно пройти курс нейровосстановительного лечения, когда применяются препараты, дающие энергию клетке, восстанавливающие ее структуру, где и происходят основные изменения. При необходимости невролог назначит антидепрессанты и отправит на прием к психотерапевту.
- Если абстрагироваться от ковида, растет ли у нас количество психических расстройств?
- Количество тяжелых психических заболеваний, например, шизофрений, остается примерно на том же уровне. Меняется структура психических расстройств, больше появляется зависимостей, причем не от психоактивных веществ, а интеллектуальных - от игр и гаджетов. Все больше депрессий. Жизнь становится сложнее, человек тратит больше биологически активных веществ на решение разных проблем, стрессов, соответственно - раньше сталкивается с недостаточностью нейромедиаторов со всеми вытекающими из этого психологическими расстройствами.
- Как вы считаете, можно изменить эту печальную тенденцию?
- Помимо здорового образа жизни, о котором часто говорят, я считаю, что необходимо повышать уровень психологического образования среди обывателей. Чем больше человек знает, тем быстрее он сможет понять проблему и прийти вовремя к врачу. Есть масса вариантов получения специализированной помощи - от бесплатной до платной. Нужно только вовремя обратиться, а для этого необходимо рассказывать людям, какие состояния бывают, как они проявляются, чем опасны.