Через сосуд. Как проводят операции без единого разреза?

Эндоваскулярному лечению доступна практически любая часть человеческого тела, ведь в качестве доступа к проблемному месту используются кровеносные сосуды. © / ОКБ №2, Тюмень

Эндоваскулярному лечению доступна практически любая часть человеческого тела, ведь в качестве доступа к проблемному месту используются кровеносные сосуды. О современных технологиях в медицине корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у рентгенэндоваскулярного и сосудистого хирурга Александра Коротких.

   
   

Провести обширное хирургическое вмешательство через малюсенький прокол артерии на ноге или руке – не так давно это казалось фантастикой. Сегодня такие операции выполняются при множестве болезней, а процедура занимает, в среднем, 10-15 минут. К тому же, эндоваскулярному лечению доступна практически любая часть человеческого тела – ведь в качестве доступа к проблемному месту используются кровеносные сосуды. По этой причине возможности применения этой методики постоянно расширяются.

Оставить без крови

За полчаса в рентгенэндоваскулярной операционной Областной клинической больницы № 2 провели два хирургических вмешательства. Причем большая часть времени ушла на подготовку к процедуре, чем на саму операцию. Диагноз у обеих пациенток одинаковый - миома матки. Раньше для женщин он звучал, как приговор: единственный выход - операция по удалению узлов, а в случае их большого количества – и вовсе самого органа. Многие пациентки тяжело переносят подобные вмешательства, прежде всего, в психологическом плане.

Современные технологии таковы, что за десять минут хирург Александр Коротких без единого разреза перекрыл питающий доброкачественную опухоль сосуд. И все это через систему специальных катетеров с помощью микроскопических микроэмбол. С перекрытием кровотока в узел прекращается поступление питательных веществ. Из-за этого опухоль постепенно уменьшается в размерах, фиброзируется и не беспокоит женщину. Эмболизация маточных артерий - одна из самых популярных рентгенэндоваскулярных операций в ОКБ №2. За 2019 год Александр Коротких их выполнил более 200. Впрочем, удивляться тут нечему - согласно специализированным данным, после 35 лет с этой патологией сталкиваются от 28% до 40% женщин. Однако не во всех случаях решить проблему можно внутрисосудисто – значение имеют расположение и размеры миоматозных узлов, анатомические особенности подвздошных артерий и их ветвей, показатели свертываемости крови. В каждом случае решение о применении высокотехнологичного лечения принимается индивидуально. Иногда выполняются комбинированные операции для удаления разного типа доброкачественных новообразований матки.

Лечение миомы матки – далеко не единственная ситуация, когда рентгенэндоваскулярная хирургия приходит на помощь тюменским женщинам. В ОКБ №2 высокотехнологичную методику активно применяют для остановки массивных маточных кровотечений - «закупоривают» кровоточащий сосуд специальными частицами из биоинертного материала и тем самым спасают жизнь женщинам.

Высокотехнологичное лечение применяют и для решения интимных проблем мужчин – закупорка артерий помогает без открытого вмешательства устранить аденому предстательной железы – это тоже доброкачественное новообразование, которое значительно ухудшает жизнь больного.

   
   

Баллон в артерию

Через сосуды хирурги могут добраться практически до любого органа, поэтому рентгенэндоваскулярные операции применяются при болезнях сердца, печени, почек, патологиях аорты, периферических артерий, при аномалиях развития сосудов головного мозга, инсультах.

«В лечении патологий сосудов головного мозга используются разные технологии. Если обнаружена аневризма – своеобразный мешочек на стенке сосуда, наполненный кровью, мы можем наполнить его специальными микроспиралями и тем самым исключить из кровотока. Риск разрыва такой аневризмы будет минимальным, а значит, и риск инсульта снизится в разы. При ишемических инсультах, когда просвет артерии перекрыт застрявшим тромбом, возможны тромбоэкстракция или тромбоаспирация. В первом случае при помощи катетеров мы механически удаляем тромб – просто вытаскиваем его специальной ловушкой, а во втором – при помощи вакуума. Наряду с тромболизисом это наиболее щадящие и современные технологии лечения острого нарушения мозгового кровообращения», - рассказывает Александр Коротких.

Активно возможности рентгенэндоваскулярной хирургии используются и при атеросклерозе для «чистки» артерий, когда они «забиты» тромботической массой или холестериновыми бляшками. В практике Александра Коротких были случаи успешного восстановления просвета сосудов при патологическом сужении протяженностью 15 и 30 сантиметров.

При раздувании суженной артерии баллоном давление может доходить до 30 атмосфер

При ишемической болезни сердца Александр Коротких применяет баллонную ангиопластику и стентирование. В первом случае в область сужения через артерии вводит специально подобранный по длине и диаметру баллонный катетер и раздувает его под давлением, которое может доходить до 30 атмосфер. Для сравнения: максимальное давление в автомобильных шинах не выше двух атмосфер, и то хлопок может привести к очень неприятным последствиям. Затем при помощи все той же системы тончайших катетеров устанавливает в области сужения трубчатый каркас в виде сетки – стент. Он армирует стенки сосуда, итог – кровь свободно бежит по артериям.

«Баллонная ангиопластика в настоящий момент редко когда применяется изолированно, поскольку стентирование превосходит ее по эффективности. В зависимости от цели она используется как до, так и после установки стента – либо для подготовки поражения для имплантации стента, либо для обеспечения более плотного прилегания сетки к стенке сосуда в случае анатомических особенностей артерии в месте стентирования», - пояснил Александр Коротких.

Такие операции выполняются в том случае, если просвет артерии перекрыт более чем наполовину. Благодаря новейшим технологиям лечения врачи без открытого вмешательства устраняют риск развития сосудистой катастрофы у пациента.

Первые в мире

Чаще всего в своей работе тюменский рентгенэндоваскулярный хирург Александр Коротких применяет лучевой доступ. Это когда установка системы трубчатых катетеров выполняется на руке. Бояться пациентам нечего – специальный внутренний клапан не даст пойти крови наружу, так что кровопотеря при внутрисосудистых вмешательствах мизерная – только в момент самого прокола стенки сосуда. И уже по сосудам под контролем рентгена специалисты «идут» до нужного участка организма, буквально за секунды достигая головы или ноги. Среди специалистов использование лучевого доступа считается высшим профессионализмом и наиболее оптимальным «ходом» в организм.

«На руке находятся две артерии - лучевая и локтевая, каждая из них обеспечивает полноценное кровоснабжение кисти руки. По этой причине даже если вдруг из-за индивидуальных особенностей организма пациента лучевая артерия после операции «закроется» - кисть руки от этого благодаря хорошей компенсации никак не пострадает, - пояснил врач. - У бедренного доступа есть свои преимущества и сложности. Основная проблема – множество запретов для пациента после операции. Например, сутки нельзя двигаться, а лежать не шевелясь очень сложно. Если нарушить это правило, последствия могут быть очень неприятными. Еще один минус бедренного доступа – после вмешательства с этой артерией нельзя проводить какие-либо манипуляции, как минимум, три месяца. И если пациенту потребуется еще какая-нибудь наша помощь, то мы в силу этого ограничения ничего сделать не сможем».

Но и прогрессивный на сегодня лучевой доступ, по словам специалиста, в скором времени может оказаться вчерашним днем. Рентгенэндоваскулярная хирургия развивается семимильными шагами, и ученые России первыми в мире исследуют преимущества рентгенэндоваскулярного доступа через анатомическую «табакерку» - так именуют треугольное углубление у основания большого пальца между сухожилием его длинного разгибателя, сухожилиями короткого разгибателя и длинной отводящей мышцы. Возможно, в скором времени этот путь станет основным при проведении внутрисосудистых операций.