Есть, чтобы выжить. Врач – о лечении больных с панкреонекрозом

Одно из слагаемых успеха в борьбе с панкреонекрозом – питание пациента. © / АиФ - Тюмень

Панкреатит – одно из самых серьезных заболеваний. Дурную славу этому недугу добавляют осложнения, одно из которых – панкреонекроз. Ткани поджелудочной железы начинают отмирать, на грани и жизнь пациента. Анестезиологи-реаниматологи делают все, чтобы вырвать больного из лап смерти. Одно из слагаемых успеха в этой борьбе – питание пациента.

   
   

Усвоится или нет?

Обойти стороной медицину и науку у врача-анестезиолога-реаниматолога МСЧ «Нефтяник» Алексея Сивкова шансов не было. Дедушка – профессор, врач ветеринарной службы, бывший директор Всероссийского научно-исследовательского института арахнологии энтомологии, мама – кандидат биологических наук, папа кандидат медицинских наук, лучший врач России 2008 года, анестезиолог-реаниматолог. Родители с детства говорили сыну, что он должен продолжить их научную династию, и он не подвел. Повзрослев, он пошел по стопам отца и стал врачом анестезиологом-реаниматологом.

«В МСЧ «Нефтяник» я пришел работать в 2011 году, начинал с медбрата, но уже тогда меня начала привлекать научная деятельность. И с отцом, Олегом Геннадьевичем Сивковым, мы выпустили несколько научных публикаций», – рассказывает Алексей Олегович. – «Наши работы основаны на исследовании пациентов с тяжелыми формами панкреатита, другими словами, панкреонекроза, и зачастую в нашей профессии время играет ключевую роль, поэтому одно из наших изобретение связано с кормлением пациентов. Дело в том, что при данной патологии к началу питания пациентов необходимо подходить очень осторожно. В нашем арсенале существует несколько типов питания, в том числе «парентеральное», когда человек не может принимать пищу естественным способом и вынужден получать питательные вещества внутривенно. Но вводить питание даже через вену, согласно современным представлениям, можно только на 3-и сутки. Зачастую, в нашей практике, мы отмечаем неспособность пациента с панкреонекрозом усваивать питание энтеральным путем, прибегая к внутривенному, но время будет уже упущено».

Алексей Сивков: «Одно из наших изобретение связано с кормлением пациентов». Фото: АиФ - Тюмень

Чтобы не ждать столько времени, врачи разработали методику, которая позволяет уже в первые сутки определить, сможет пациент усваивать пищу или нет.

«Это называется ацетаминофеновый тест. Другими словами, это парацетамол, который мы вводим в желудок или в тонкую кишку пациента. Доза вводимого вещества составляет всего лишь 500 миллиграмм. Далее мы определяем венозную концентрацию препарата в период с 5 по 15 минуту – объясняет доктор. – Как мы выяснили, если концентрация ацетаминофена ниже 7 мкг на миллилитр, то мы с уверенностью можем говорить о том, что пациенту уже можно подключать парентеральное питание.

Казалось бы, в ситуации, когда пациент чуть не скончался от тяжелейшей болезни и лежит в реанимации, о питании думают в последнюю очередь. Однако получение питательных веществ жизненно необходимо и помогает ускорить выздоровление. При этом время играет ключевую роль. Панкреонекроз – очень грозное заболевание, чтобы не бежать за уходящим поездом, мы стараемся как можно раньше начать кормить пациента. Наш тест позволяет не только выиграть время, но и улучшить результаты лечения. Если же концентрация парацетамола в крови превышает 13 мкг на миллилитр, значит, что можно вводить питание через нозагостральный зонд либо он сам может питаться», – рассказывает анестезиолог-реаниматолог.

   
   

Запас прочности

Классические рекомендации по началу кормления пациентов с панкреонекрозом и методика тюменских анестезиологов-реаниматологов отличается лишь несколькими сутками. Но в случае с этим заболеванием важен каждый час.

Алексей пошел по стопам отца и стал врачом анестезиологом-реаниматологом. Фото: АиФ - Тюмень

«Исследования показали, что трое суток – это наш запас прочности. В принципе можно подождать или попытаться какими-то другими способами накормить пациента, потому что существует несколько вариантов кормления, но зачастую мы не можем дать в первые три дня то количество энтеральной смеси, которое пациенту необходимо. К сожалению, мы упускаем время. Согласно клиническим рекомендациям, кормить внутривенно можно на 3-4 сутки при невозможности достичь 80% энергии потребления, которое требуется таким пациентам. Но если мы начнем как можно раньше кормить парентеральное, больной получит больше необходимых ему жиров, белков и углеводов, – поясняет Алексей Олегович.

Такой подход позволяет улучшить исход лечения и минимизировать возможные риски, ведь если пациент недополучит питательные вещества, риск осложнений возрастает, а они не менее серьезные, чем сам панкреонекроз, например, пролежни, различные инфекции, в том числе нозокомиальная или внутрибольничная пневмония, возникающая у пациентов на ИВЛ.

Когда человек болеет, аппетит снижается. И это, по словам доктора, нормальная реакция организма. Но питание необходимо для выздоровления. Врачи на собственном опыте видят, как пациенты, получившие раннее питание, быстрее идут на поправку. Впоследствии состояние пациентов стабилизируется, они долечиваются и выписываются на амбулаторный этап лечения.

Конечно, панкреонекроз может приводить к необратимым последствиям. . «Пациенту, пережившему схватку с таким серьезным недугом, приходится всю жизнь находиться на заместительной терапии, соблюдать определенную диету, но главное – он живет»,–говорит Алексей Олегович.

Доктор подчеркивает, что даже такие небольшие методики в борьбе с грозным заболеванием имеют большое значение. Ведь когда на кону жизнь и здоровье человека, мелочей не бывает.

СПРАВКА 

Что такое панкреонекроз?

Некротический панкреатит или панкреонекроз – самое тяжелое осложнение острого панкреатита, развивающееся в четверти его случаев. Страдают им, как правило, пациенты трудоспособного возраста. В последние годы в Российской Федерации заболеваемость этой патологией постоянно растет.

Это острая хирургическая патология, заключающаяся в разрушении, самопереваривании, отмирании тканей поджелудочной железы, что приводит к нарушению работы жизненно важных органов. Быстро и стремительно ухудшается состояние пациента, представляя угрозу для его жизни. Болезнь требует неотложного начала интенсивной терапии, а впоследствии – хирургического вмешательства.

Панкреонекроз всегда развивается на фоне острого панкреатита с характерными для его клинической формы проявлениями. Начинается всегда остро, практически во всех случаях после застолья с обильным приемом пищи или употреблением большого количества алкоголя. Основной симптом панкреонекроза – интенсивная, мучительная для пациента опоясывающая боль, отдающая в левое плечо, левую часть живота, поясницу. До момента отмирания нервных окончаний чем больше выражен некроз, тем тяжелее болевой синдром, но при их некрозе боль постепенно уменьшается.

Второй характерный для панкреонекроза поджелудочной железы признак – многократная частая рвота, которая не приносит пациенту облегчения и возникает вне связи с едой. Также у больных начинается вздутие кишечника, поднимается температура и т. д.

Главными факторами, приводящими к развитию панкреонекроза и даже неосложненных форм острого панкреатита, являются серьезные нарушения питания и избыточное употребление алкоголя. При этом разрушение тканей поджелудочной железы более вероятно не у систематически пьющего алкоголика, а у человека, который эпизодически «перебрал», особенно вместе с обильной едой.