Мы в яме? Можно ли повысить рождаемость по приказу?

Мы в яме? Можно ли повысить рождаемость по приказу? © / пресс-служба СУ СКР РФ

Бурю обсуждений и осуждений вызвало предложение Института демографии, миграции и регионального развития ввести налог на бездетность и малодетность. Несмотря на то, что Дмитрий Медведев вроде как уже успокоил, сказав, что такой меры поддержки многодетных не будет, споры на эту тему продолжаются. О том, поможет ли такой налог вывести кривую демографического роста вверх и как отразится на отношении общества к многодетным, корреспондент «АиФ-Тюмень» поговорила с членом Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Полиной Жидецкой.

   
   
Полина Жидецкая: в Тюменской области демографический рост есть. Фото: Из личного архива

Рассчитывать на себя

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Полина Михайловна, неужели у нас демографический кризис настолько серьезный, что нужно чуть ли не в принудительном порядке заставлять рожать детей?

Полина Жидецкая: В нашем регионе демографический рост есть. Этот показатель стабильно шел вверх буквально до 2016 года, а в прошлом году начал снижаться. Дело в том, что сейчас мамами и папами становятся те, кто родились в 90-х годах. Тогда как раз была демографическая яма, соответственно, тех, кто мог бы сегодня родить детей, мало. При этом в Тюменской области демографическая обстановка намного благоприятнее, чем в целом по стране.

У нас растет количество молодых семей, больше становится и многодетных, причем по сравнению с другими семьями этот скачок очень заметен. Например, если количество молодых семей в регионе выросло в 1,5 раза, то количество многодетных - в три раза. Динамика роста очень хорошая. Причины разные, в том числе и миграция, но в основном хорошая, стабильная экономическая ситуация в области.

- И наверняка меры поддержки многодетным?

- Многодетные семьи у нас критически оценивают эту поддержку и говорят, что она незначительная. Но тем не менее опереться им есть на что, помимо федеральных программ, у нас есть еще и региональный материнский капитал. В основном меры поддержки связаны с доходом семьи. Мы сейчас переходим на принцип нуждаемости и адресности, поэтому если семья нуждается, то ей обязательно помогут. Это не только материальная поддержка, но и ряд льгот: на коммунальные услуги, на питание в школе, на путевки на отдых и оздоровление. Кстати, малообеспеченные семьи эти путевки получают бесплатно. Независимо от дохода для всех многодетных предусмотрена компенсация по оплате детского сада. Еще одна хорошая поддержка - выдача земли.

Мамам помогает материнские капитал и другие федеральные программы. Фото: АиФ/ фото Александра Фирсова

- Вы тоже многодетная мама, как считаете, какое сейчас отношение к семьям с большим количеством детей. В их адрес часто можно услышать не только восхищение, но и осуждение. От чего зависит отношение окружающих к многодетным?

- У меня трое детей, и на себе я не чувствую негативного отношения. Это скорее зависит от того, как семья относится к своему статусу. Если им пытаются манипулировать, добиться каких-то дополнительных льгот, преференций, используя именно свою многодетность как козырь, то тогда, наверное, в ответ можно получить негативный комментарии в свой адрес. Но, с другой стороны, я не исключаю и того, что для некоторых семей - это единственный способ таким образом докричаться до общества, получить помощь.

Однозначно сказать здесь сложно, в каждой семье все по-своему, и реакция окружающих индивидуальна на поведение конкретной семьи.    
   

- На вопрос, почему не родите второго, третьего ребенка, один из самых распространенных ответов: «не хотим плодить нищету». Как часто материальное положение становится решающим фактором в вопросе пополнения семьи?

- Не все, но многие люди, принимая решение о рождении ребенка, исходят из своего экономического положения, реально оценивают свои возможности. Надо признать, что семья сегодня должна рассчитывать только на себя и на свои возможности. Поэтому она сама решает, сколько детей они могут себе позволить, чтобы потом стабильно стоять на ногах и обеспечивать их. Многие сначала хотят получить образование, устроиться на работу и только потом думают о рождении ребенка.

При этом предусмотреть заранее нужно много всего, в том числе и детский сад, в который ребенок будет ходить. Да, сейчас мест в садах стало больше, но бывают такие ситуации, когда в семье два детсадовца и один ходит в один садик, а второго приходится возить в другой. Знаю на собственном опыте, что даже двоих детей водить в разные детские сады очень сложно, а с тремя это в разы тяжелее.

Удар по многодетным

- Может ли налог на бездетность, о котором было так много разговоров, повлиять на рождаемость?

- Стимулировать рождаемость он не будет точно. Это метод принудительный и ущемляющий права человека, вряд ли он будет мотивировать на рождение детей, наоборот, вызовет немало негатива у жителей.

- Наверняка и по отношению к многодетным, мол, из-за вас нам приходится платить…

- Вполне вероятно. На имидже многодетной семьи это точно не отразится лучшим образом. Ведь, согласно проекту, на эти деньги как раз должна была оказываться поддержка многодетных. И естественно, что это возмутит людей, будут говорить: я и так стараюсь более ответственно и рационально подойти к своему семейному бюджету, а меня вынуждают еще в какой-то мере содержать многодетных. И это не только не повысит статус многодетной семьи, а, наоборот, ударит по нему и даст повод говорить о том, что они неблагополучные.

Стимулировать рождаемость налог на бездетность не будет точно. Фото: pixabay.com

- Но ведь сегодня бездетные в какой-то мере и так платят «налог на бездетность»?

- Да, в принципе сегодня работающие бездетные подоходный налог платят больше, чем те, кто имеет детей. У нас в системе налогообложения есть стандартный налоговый вычет, который предоставляется работнику, имеющему ребенка. На первого это 1400 рублей, на второго - 1400, на третьего и последующего - 3000 рублей. Те, кто не имеет детей, - платят подоходный налог полностью. Уже есть такие моменты, которые зависят от того, есть у человека дети или нет. Только называется это по-другому: стандартный налоговый вычет. В каком-то смысле налог на бездетность уже есть, зачем его еще вводить? Просто в этом случае это воспринимается как поддержка для тех, у кого есть дети. А налог на бездетность напрямую выделяет людей, которые не имеют детей, и ущемляет их права.  При этом налогом облагают по социальному критерию, что в системе налогообложения в принципе недопустимо.

- Как же тогда можно повысить рождаемость? Чем мотивировать людей?

- Дополнительно создавая более благоприятные условия. Семья должна быть уверена в завтрашнем дне, что ей будет, где жить, что есть, что дети смогут получить образование, смогут выйти на улицу и спокойно погулять. Сейчас ведь не все даже во двор детей одних отпускают. Если будут комфортные условия, то никаких дополнительных стимулов и налогов, в принудительном порядке вынуждающих иметь детей, не нужно будет.

Повышение демографии региона - это одна из первостепенных задач области, и у нас стараются внедрить больше методов и способом поддержки семей.

- А что можно изменить в существующей системе поддержки, чтобы стало еще лучше?

- В принципе, у нас она и так достаточно хорошая. Разве что ускорить некоторые процессы, того же получения земли, чтобы не приходилось ждать годами. В районах, кстати, с этим вопросом проще, и очередь продвигается быстрее, а вот горожанам приходится ждать достаточно долго.

На заметку

В Тюменской области 555 тысяч семей, 230 тысяч семей с детьми, 22 тысячи многодетных семей, 17 тысяч семей имеют троих детей, более 3-х тысяч - четверых детей и около 1,5 тысяч - пять детей и более.

Досье

Полина Жидецкая - член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, председатель Комиссии по социальной политике, поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты Тюменской области, председатель Общественного совета при Департаменте социального развития Тюменской области, член Координационного совета по вопросам развития и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Награды: Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Медаль губернатора Тюменской области и другие.