Свет во тьме. Как незрячий педагог учит слепых детей

Анна Фадеева - единственный незрячий тифлопедагог Тюмени, который проводит занятия с детьми по подготовке к школе. © / Нина Худякова / АиФ

Ученье – свет. И этот свет дарит незрячим детям особый педагог. Анна Фадеева из Тюмени не понаслышке знает, что значит жить в темноте. 18 лет назад она сама потеряла зрение. Подробнее в материале tmn.aif.ru

   
   

Лучше с детства

Анна Фадеева потеряла зрение, но не любовь к жизни. После болезни женщина решила, что будет не просто адаптироваться к новой реальности, но и помогать другим. 

«Не хотелось быть обузой государству и своей семье, как бы это пафосно не звучало. Решила пойти в тифлопедагогику (часть специальной педагогики и одно из разделов дефектологии. Тифлопедагог учит слепых и слабовидящих читать со шрифтом Брайля, прививает навыки самообслуживания, ориентировки в пространстве. Главная задача педагога полностью подготовить ребенка к сознательной жизни, - прим. ред.). В том, что нужно адаптировать детей, лишившихся зрения, как можно раньше, я убедилась на курсах от Всероссийского общества слепых. Там я столкнулась с незрячей молодежью, которая не делает и половины из того, что могла бы – заправлять кровать, помыть посуду, аккуратно одеться. Тогда я захотела заниматься со слепыми детьми», – делится Анна Владимировна.

Воплотить идею в жизнь помогли курсы тифлопедагога и дистанционное обучение на нейродефектолога в Московском институте психоанализа .

В таком уютном кабинете в здании ВОС занимаются незрячие тюменские дети бесплатно. Фото: АиФ/ Нина Худякова

«Мое специальное образование было связано с медициной. Также я, будучи еще зрячей, закончила биологический факультет ТюмГУ с возможностью преподавать. Работала ацетологом в онкодиспансере и научным сотрудником в институте Северного Зауралья, но никогда не думала, что судьба приведет меня в эту сферу. Хоть в семье есть педагоги, такой необычный, как я, только один», – отмечает женщина.

Беспокойство, связанное со зрением, у Анны Владимировны стало появляться еще в 30 лет, но она тогда не придала этому особого значения, хотя медики предупреждали.

«У меня начались проблемы с одним глазом на фоне стресса. Обратилась к врачу, он сказал, что глаз – парный орган: воспаление с одного может пойти на второй. Но я пропустила это мимо ушей. Вскоре пошло воспаление на второй глаз, произошла отслойка сетчатки. Понизилось внутриглазное давление. Спустя 3 года я полностью лишилась зрения», – говорит тюменка.

   
   

До сих пор точный диагноз не определен. Все, что осталось у женщины от былого зрения – светоощущение. Она может видеть свет фар, ламп в подъезде, различает время суток. Для Анны Фадеевой это уже большая радость.

Незрячих детей все больше

Новость о необычном педагоге быстро разлетелась среди родителей особых детей. 

«Нередко мамы и папы водят ребят к частным дефектологам. Занятия у них практически такие же, как и у меня, но за деньги. Я же работаю бесплатно», – делится Анна Владимировна.

Задача Анны Владимировны не просто научить детей писать и читать по Брайлю, разработать сенсорные каналы, но и дать азы ориентировки в пространстве, практические знания в быту – самостоятельно одеться, разогреть или приготовить еду и т. д.

Есть у нее и собственные разработки: азбука в стихах для изучения алфавита Брайля, проект «Театр на столе», герои которого связаны вручную. Ребенок на ощупь знакомится, например, со сказкой «Репка», учится узнавать героев.  В отличие от педагогов спецсадов и школ Анна Владимировна может совмещать различные методики, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ученику. Есть у нее и опыт дистанционного обучения.

Герои сказки «Репка» из проекта «Театр на столе». Фото: АиФ/ Нина Худякова

По словам Анны Владимировны, в последние годы слепых детей становится больше. 80 % учеников, которые к ней приходят, имеют диагноз «Ретинопатия недоношенных», когда из-за слабых сосудов происходит отслойка сетчатки. Остальные 20 %  потеряли зрение в результате каких-то заболеваний или травм, а также по невыясненным причинам.

«К примеру, на занятия приходит девочка, которая попала в аварию в 5 месяцев и ослепла. Есть и трехлетняя София, которая внезапно перестала видеть. Причину врачи до сих пор не могут определить», – говорит Анна Владимировна.

Самое страшное – гиперопека

Самое сложное в работе для педагога – гиперопека со стороны родственников ее учеников.

«Прорабатываешь с ребенком определенный навык, но понимаешь, что дома он не будет это практиковать, потому что близкие жалея его, делают все сами. С одной стороны, их можно понять, с другой, жаль времени и потраченных усилий», – признается педагог.

Педагог учит детей обращаться с тростью - главным помощником незрячих. Фото: АиФ/ Нина Худякова

По словам специалиста, родителям особых детей тоже нужна помощь, ведь для них слепота ребенка – огромный стресс. 

«Я знаю, что нужна этим детям, это моя миссия учить их. Мне приятно, когда обо мне не забывают и навещают мои первые незрячие ученики», – с улыбкой произносит педагог.

Анна Владимировна не только учит, но и учится сама у своих воспитанников. Они помогают ей быть терпеливее, добрее и с оптимизмом смотреть в будущее. 

Дети учатся азбуке, письму и ориентированию на местности. Фото: АиФ/ Нина Худякова

«Недавно ко мне на занятия пришли две незрячие девочки, вспоминали сказку «Цветик-семицветик». Я спросила у них, чтобы они загадали, будь у них такой цветок: первая девочка ответила, что загадала бы здоровье своим брату и сестренке, которые простыли. А вторая сказала: я хочу, чтобы я видела и вы видели», – говорит тюменка.

Анна Владимировна мечтает, чтобы в Тюмени появилась школа для слепых детей с хорошими специалистами, чтобы ее дело продолжили неравнодушные профессионалы. Также она увлекается литературой, пишет стихи о своей работе и ведет дневник тифлопедагога. Возможно, когда-нибудь о ней узнают  не только как о талантливом незрячем учителе, но и писателе. 

Справка
Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.