На равных. Как инклюзивное образование развивается в Тюмени

На равных. Как инклюзивное образование развивается в Тюмени © / pixabay.com

В областной столице активно развивается инклюзивное образование. Дети с особенностями здоровья могут на равных посещать детский сад, школу и получать профессиональное образование. В тюменском Западно-Сибирский государственный колледже для таких студентов созданы все условия.

   
   

О том, как и чему учатся «особые» студенты корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у директора учебного заведения Георгия Шатохина.

Квот нет

- Георгий Григорьевич, почему между понятием «инклюзивное профессиональное образование» и Вашим колледжем такая тесная связь?

- В 2016 году Западно-Сибирский колледж был наделен полномочиями базовой профессиональной образовательной организации (сокращенно БПОО), поддерживающей региональную систему инклюзивного профессионального образования. Цель деятельности базовой организации – развитие и поддержка инклюзивного образования в Тюменском регионе, обеспечивающего инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья доступ к качественному среднему профессиональному образованию.

Это не значит, что выпускники с особенностями физического развития могут обучаться только в нашем колледже. Они могут поступать и получать профессию в любом техникуме или колледже нашего региона. Но мы, являясь базовой организацией, - изучаем, вырабатываем, рекомендуем и транслируем лучшие методики профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Тюменской области. И, конечно, стараемся создать в своем учреждении территорию равных возможностей, отрытую талантам и способностям всех без исключения обучающихся в различных направлениях - спортивных, творческих, научных.

- Получается, что два года инклюзивное образование активно входит в систему среднего профессионального образования нашего региона. О каких трудностях или достижениях уже можно говорить?

В этом учебном году в профессиональных образовательных организациях Тюменской области обучаются 555 лиц с ОВЗ и 223 инвалида, имеющих заболевания слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания, с задержкой интеллектуального развития. Это почти в два раза больше, чем в 2016 году. Но вместе с тем, каждый восьмой абитуриент с ограничениями здоровья, не смог поступить в учреждение профессионального образования, так как поступал на общих со всеми основаниях (по среднему баллу аттестата). А квоты, по которой ребята с инвалидностью могут быть зачислены в образовательное учреждение (в отличие от ВУЗов), у нас нет. Законодательно не прописано. Вот и получается, что немалая часть выпускников с инвалидностью не смогли поступить и получать те профессии и специальности, на которые хотели бы пойти учиться. И в этом, на мой взгляд, проблема.

   
   

Не так просто трудоустроить выпускника. А это одна из наших первостепенных задач. Для достижения результата выстраиваем тесное взаимодействие с Департаментом труда и занятости населения, общественными организациями инвалидов, с потенциальными работодателями.

Она из первостепенных задач - трудоустроить выпускника. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Раскрыть таланты

- Каких результатов удалось добиться благодаря такому плотному сотрудничеству?

- А достижения, - в победах и успехах наших студентов. Так, в 2016 году золотую медаль с Национального чемпионата профессионального мастерства среди лиц с инвалидностью «Абилимпикс» (г. Москва) привезла Настя Дунаева (в компетенции «Хлебопечение»). Нашей особой гордостью является Баганов Даниил – Мастер спорта РФ международного класса, участник Сурдологических игр, победитель и неоднократный призер чемпионатов Европы и мира по спорту глухих (легкая атлетика), Веселли Владимир - мастер спорта РФ по спорту глухих (легкая атлетика, член сборной Тюменской области, кандидат в сборную РФ по спорту глухих легкая атлетика. Очень надеюсь, что студенты – первокурсники смогут проявить себя, показать свои таланты, раскрыться. Но еще более важно – чтобы они смогли найти и реализовать себя в выбранной профессии. А мы будем стараться им в этом помогать.

- Насколько реально студенту с отсутствием зрения, слуха, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, получать знания наравне со всеми?

Во-первых, два года мы старались создать максимально комфортные условия для обучения таких студентов. С особой тщательностью подбирали технические средства, облегчающие восприятие информации во время образовательного процесса различными группами нозологий.

На средства федерального и областного бюджетов было приобретено учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования на общую сумму более 9 млн. рублей. Как результат - автоматизированные рабочие места со встроенной индукционной петлей – для обучающихся с нарушением слуха; коммуникативные системы «Диалог» - для индивидуальной работы со слабослышащими студентами; радиокласс «Сонет» - для одновременной работы преподавателя с шестью слабослышащими студентами; комплект оборудования для дистанционного обучения, тифлофлешплейеры для слепых и слабовидящих и еще ряд специального учебного оборудования (включая мебель), облегчающего восприятие информации и обеспечивающего ее максимальную доступность.

Во-вторых, в штате учреждения есть два сурдопереводчика. Большая часть педагогов прошли профессиональную подготовку по вопросам инклюзивного образования.

Активно идет обмен опытом с коллегами из других территорий (сегодня в стране создано 83 БПОО). В октябре мы встречали представителей системы среднего профессионального образования, занимающихся вопросами инклюзивного образования, со всего Уральского федерального округа. Почти 90 участников из Свердловской, Челябинской, Курганской областей, ХМАО и ЯНАО делились лучшими практиками работы с инвалидами в вопросах профориентационной работы, трудоустройства, организации учебного процесса, внеурочной деятельности.

Думаю, что все это в комплексе позволяет выстраивать процесс получения знаний студентами с инвалидностью практически на равных со здоровыми сверстниками основаниях.

- Георгий Григорьевич, поделитесь планами на будущее?

- Совсем далеко идущие планы заявлять не буду, а о ближайших скажу начистоту. Надеюсь, что в наступающем году удастся провести Спартакиаду для лиц с ОВЗ и инвалидов. Что даст результаты новый совместный с ТГУ проект «Лаборатория профессионально ориентированных сред». Продолжим внедрение образовательных технологий обучения взрослого населения, в том числе с инвалидностью (в этом году был успешный опыт запуска обучающей программы незрячих и слабовидящих граждан в Школе тифлокулинарии). Уже в январе начнет работу Ресурсный учебно-методический центр по подготовке специалистов общественного питания (ориентирован на обучение лиц с инвалидностью). В планах и завершение материально-технического оснащения Центра адаптивных видов спорта, открытие комнаты психологической разгрузки. Это из наиболее крупных проектов и задумок. Уверен, что в процессе работы будем прирастать новыми планами. И все они станут частичкой траектории развития профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ к территории равных возможностей.

Но важнее всего этого, - чтобы сбылись маленькие задумки и грандиозные планы каждого нашего выпускника. Чтобы они нашли себя в профессии, были счастливы в личной жизни и с успехом проявляли себя в тех сферах, которые позволят им реализоваться, по-настоящему увлечься и безгранично совершенствоваться.