Диагноз имеет большое значение. Тьютор о работе с особыми детьми

Анастасия Худякова / Из личного архива

В российских школах профессия тьютора достаточно новая. Сопровождающий педагог помогает детям с особенностями развития усвоить материал и адаптироваться в коллективе. И если в обычных школах у такого специалиста один воспитанник, то в коррекционных учебных заведениях тьютор может помогать сразу нескольким. Что должен уметь сопровождающий педагог, как он работает и какое будущее у детей с особенностями развития, корреспонденту «АиФ-Тюмень» рассказала тьютор общеобразовательной школы № 2 для детей с ограниченными возможностями здоровья Анастасия Худякова.

   
   

Помочь не только своему ребенку

Анна Смирнова: Анастасия Сергеевна, профессия тьютора достаточно молодая, как вы пришли в нее?

Анастасия Худякова: В эту профессию меня привела дочь. Хотя по первому образованию я тоже педагог - учитель математики. Когда у меня родился ребенок с особенностями развития, пришлось менять всю жизнь, подстраивать под ее занятия, лечение. Хотелось помочь, понять, как воспитать ее, поэтому я пошла учиться на дефектолога. Постепенно появилось желание помогать не только своему ребенку, но и другим детям с такими проблемами. Так как моя дочь учится в коррекционной школе, я узнала, что им требуется тьютор - помощник учителя и ребенка. После прохождения курсов по повышению квалификации устроилась в школу, сейчас вот уже два года работаю с особыми детьми. Помогаю им адаптироваться в коллективе, учиться, получать навыки самообслуживания.

Такие дети тонко чувствуют отношение людей к себе, важно выстроить диалог с ними, обозначить границы. Тьютор должен быть посредником, связующим звеном между ребенком с особенностями развития и другими детьми и взрослыми в школе.

Такие дети тонко чувствуют отношение людей к себе. Фото: Из личного архива/ Анастасия Худякова

- Тьютор - только педагог? Или он должен владеть еще какими-то навыками?

- В первую очередь он должен иметь высшее педагогическое образование, а также должен знать психологию, методы и приемы работы с детьми с особенностями развития. У них часто бывает нежелательное поведение, и тьютор должен знать, как вывести ребенка из такого состояния. Мы должны включить особого ученика в среду сверстников, жизни класса, школы и сформировать положительные межличностные отношения в коллективе. Помимо этого, нужно организовать доступное усвоение образовательного материала, адаптировать его. Разбить на мелкие подгруппы, давать подсказки - все это делается с опорой на зону ближайшего развития ребенка и его ресурсов, а также с учетом индивидуальных физических и психических способностей школьника.

- Сопровождающий педагог нужен всем детям?

   
   

- Это решает психолого-медико-педагогическая комиссия, которую дети проходят перед поступлением в школу. На ней определяют форму обучения, выясняют, нужен тьютор или нет. С заключением комиссии родители приходят в школу, если в нем написано, что нужно сопровождение, то учебное заведение обязано предоставить тьютора. Он может быть индивидуальный или групповой, на класс. Например, у меня - шестеро детей.

Тьютор может быть индивидуальный или групповой, на класс. Фото: Из личного архива/ Анастасия Худякова

- Как вы успеваете уделять внимание каждому?

- Когда учитель ведет урок, я нахожусь в сторонке. Но если ребенок не может усидеть за партой, тьютор в первое время сидит рядом с ним и привлекает его внимание на учителя, говорит: «Смотри на доску, на учителя». Можем шепотом проговаривать то, что говорит преподаватель. Тем самым у ребенка идет наслоение информации. Если дети спокойно сидят на уроке, я нахожусь за ними, как только учитель дает практическое задание, смотрю, как ребенок включается в работу, если он этого не делает, подхожу я и начинаю помогать.

С каким-то ребенком нужно полностью проделать работу «рука в руке», а кого-то достаточно направить на выполнение задания. Из моих шести подопечных большинство самостоятельны, я просто контролирую выполнение задания, с более слабыми выполняем работу вместе.

Сложно привлечь внимание

- Имеет значение диагноз ребенка?    

- Очень большое! Сейчас я работаю в классе, где дети с расстройством аутистического спектра. Диагноз у них один, но они все разные, к каждому нужен индивидуальный подход. При этом приемы и методы работы одинаковые.

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Фото: Из личного архива/ Анастасия Худякова

- С детьми с каким диагнозом работать сложнее?

- Тяжелее всего как раз с аутистами. Сложнее привлечь их внимание, сконцентрировать на чем-то. У них нарушено понимание. Некоторые используют самостимуляцию, например, повторяющиеся движения, крутят головой из стороны в стороны, раскачиваются. Еще один фактор - поведение. Оно у них непростое. Даже если ребенок, несмотря на умственную отсталость, интеллектуально развит хорошо и в меру своих сил делает то, что положено по программе, с поведением возникают проблемы. Мы должны сначала их нацелить на работу, только потом предлагать обучение, начинать занятие.

- Кто помогал таким детям учиться до появления профессии тьютора?

- Были помощники-учителя, которые выполняли ту же работу, что и тьютор. В каждом классе работал один помощник. Сейчас, бывает, что в классе одному ребенку прописан индивидуальный тьютор, есть еще групповой. Тогда в классе работают два специалиста. Если говорить именно о нашей школе, то у нас есть еще ассистенты. Мы не отвлекаемся, если ребенок во время урока захотел в туалет, выводим его в коридор и передаем в руки ассистенту. Он сводит и приведет обратно.

- Как долго длится сопровождение, пока ребенок не окончит школу?

- Если тьютор прописан на все время обучения, они вместе учатся до 9 класса. Если ребенок начинает справляться самостоятельно, то сопровождение могут убрать раньше. Наша задача сделать так, чтобы подопечный делал все сам, без сторонний помощи.

Что дальше?

- Вы, как мама особого ребенка и как тьютор, можете сказать, чего не хватает в обучении детей с особенностями развития?

- Не хватает, мне кажется, материалов и пособий, а также практической базы. Чтобы дети получали знания не только в теории, но и приобретали практические навыки. Это пожелание больше касается детей, учащихся в спецклассах. Ребята, которые обучаются по адаптированной общеобразовательной программе, дети со средне-тяжелой умственной отсталостью и с расстройством аутистического спектра, получают практические навыки на уроках труда. Девочек учат шитью, мальчиков - резьбе по дереву, но этот профильный труд начинается с 6-7 класса, а в начальном звене все на плечах одного учителя. Также было бы хорошо, если бы детей могли выводить в сенсорную комнату для релаксации. Есть зоны с сухим бассейном, разные ленты, но этого недостаточно.

- Какое будущее у детей, обучающихся в коррекционной школе, они могут получить профессиональное образование?         

- После окончания нашей школы, если они учатся по первому варианту адаптированной общеобразовательной программы, с легкой умственной отсталостью, могут поступить в колледж. У таких ребят есть будущее. Дети с более тяжелой умственной отсталостью дальше нигде не учатся. Остается только надеяться, что у нас построят центр, где они смогут продолжать заниматься в кружках, выполнять какую-то работу в силу своих возможностей.

Досье
Анастасия Худякова - образование: Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, учитель математики и физики. Повышение квалификации в ООО «Региональный центр повышения квалификации», «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях».