Забытая Тюмень. Новое дыхание для старого речного порта и его архитектуры

Екатерина Пинчук / АиФ - Тюмень

В 2024 году активно продолжается редевелопмент тюменского Речного порта. Это место когда-то было одним из центров сибирского речного пароходства. Но с годами надобность в нем постепенно проходила, а к началу 2010-х и вовсе отпала. Так порт стал заброшенным и попал на продажу, а исторические здания, расположенные там, приходили в негодность. В 2019 году компания «Брусника» приобрела это историческое для Тюмени место и разработала план развития территории. Помимо возведения новых зданий девелопер решил сохранить наследие города. О том, как создавался и развивался Речной порт, подробнее в материале tmn.aif.ru.

   
   

Район Тычковка

В 19 веке район, где располагается Речной порт, назывался «Тычковка». До конца остается неизвестно происхождение этого названия, но существует несколько версий. Первая – от слова «тычки», которые можно было получить от местных хулиганов; вторая – возможно, на этом месте жил известный человек с фамилией Тычков (в метрической книге Ильинской церкви за 1907 г. обнаружена запись о смерти мещанской вдовы Евлампии Георгиевны Тычковой, которой было 58 лет); третья – от игры «тычка», по правилам играющий должен был попасть гвоздем или ножом в лежащее на земле кольцо. Хотя эти вариации происхождения названия и ходят в народе, сейчас невозможно установить какая из них является истинно верной.

Раньше этот район считался самым удаленным от города. Там располагалась пристань, пивоваренный и кожевенный заводы. Они занимали большую часть территории, поэтому, в частности, этот район можно было считать промышленным.

Электростанция

Недалеко от моста Профсоюзный расположено одноэтажное здание, построенное в 1893 году. Это была первая в Тюмени электростанция, построенная Иваном Игнатовым совместно с Иваном Плотниковым, который позже стал ее руководителем.

СПРАВКА
Иван Николаевич Плотников – из владельческих крестьян Пермской губернии и уезда, Полазнинского завода. Двоюродный брат купца Алексея Михайловича Плотникова, проживавшего в Тюмени. Руководил строительством первой городской электростанции в 1893 году. Владел электрической и стеклодувной мастерскими в доме своего брата Алексея Михайловича.

Долгие годы здание было законсервировано и постепенно разрушалось. Стены из красного кирпича находились в полуразваленном состоянии, фундамент также приходил в негодность, крыша и окна отсутствовали, а внутри проросли растения. В 2015 году Электростанцию приобрел на городском аукционе предприниматель Сергей Вобликов. Так реставрация здания заняла около семи лет, архитекторы также смогли адаптировать его под современные нужды. Окончательно работы были закончены в 2022 году, сейчас там располагается офис компании «Брусника».

Дом Плотниковых

Еще одно историческое место в Речном порту – дом Плотниковых. Это деревянное малоэтажное здание, построенное во второй половине 19 – начале 20 века. Здесь была организована электрическая и стеклодувная мастерские, а также впервые с Сибири проводились опыты с рентгеновскими лучами.

   
   
Фото: АиФ - Тюмень / Екатерина Пинчук

Раньше на фасаде дома можно было рассмотреть наличники со сложным растительным орнаментом, сейчас он потерял былую роскошь. После проведения реставрационных работ в доме Плотниковых планируется открыть бутик-отель с одноименным названием. А на первом этаже расположат коктейльный бар «Стеклодув», название которого отсылает с историческому прошлому этого места.

Деревянный дом

Рядом с домом Плотниковых (на Госпаровской 27) расположен двухэтажный деревянный особняк конца 19 – начала 20 века. Он является ярким примером жилой застройки для работников речного порта, ближайших заводов и мастерских. В советский период жилые помещения использовались, как правило, в качестве коммунальных квартир.

После реставрации там откроется центр просвещения «Генератор». Он объединит в себе сразу несколько образовательных и досуговых функций для взрослых и детей. В частности, в нем расположатся: творческие студии, ремесленные мастерские, арт-резиденция и выставочное пространство.

Стальной гигант на берегу реки

В 1958 году на берегу Туры было установлено шесть портальных венгерских кранов на рельсовом ходу. Их заводские имена – Ганц и Альбрехт. Спустя годы целыми и в рабочем состоянии осталось только 2 гиганта. Высотой они почти 53 метра, а размах стрелы у них составляет 30 метров. В свое время они были сердцем местной промышленности, участвуя в строительстве крупнейших предприятий города.

Фото: АиФ - Тюмень / Екатерина Пинчук

Через много лет надобность в них отпала и как дань прошлому они остались стоять на берегу Туры. Чтобы сохранить историческую память и создать новое культурное пространство, «Брусника» решила сделать из этих гигантов арт-объекты. По проекту более массивный кран Альбрехт останется в береговой зоне и станет частью нового общественного пространства. Другой – Ганц, перевезут поближе к домам, чтобы сделать центральным арт-объектом на площади. Таким образом они станут частью новой городской среды.

Новое пространство

Сравнительно недавно в районе бывшего речного порта появилось новое серое здание – Инженерный центр. Хотя оно и похоже на обычный промышленный ангар, функции у него совершенно иные. Это пространство создавалось для творческих людей и всех, кому интересна история, искусство, культура и новые технологии.

Фото: АиФ - Тюмень / Екатерина Пинчук

Теперь на месте, где когда-то активно развивалась портовая жизнь, проводятся выставки современного искусства, маркеты, концерты, лекции известных спикеров, презентации, мастер-классы для взрослых и детей.

Детектив с якорем и винтами

У входа Инженерный центр лежат два артефакта со своей историей – полуторатонный якорь и пароходные винты. В 2020 году компания «Брусника» решила приобрести якорь, как напоминание о Западно-Сибирском речном пароходстве. Все нужное нашлось в Омске, якорь был в высоту 4 метра, а весил почти полторы тонны. Винты тоже не уступали ему в размерах, их диаметр составлял полметра, а вес – 200-300 килограмм каждый.

Доставка груза должна была занять 10 дней, путь баржи проходил по Иртышу, Тоболу и Туре. В какой-то момент компании сообщили, что моряки сели на мель. Позже выяснилось, что ценный груз куда-то пропал. Некоторые считают, что моряки обменяли его на еду и алкоголь. После такого «стечения обстоятельств» было решено искать замену, которая обнаружилась в Великом Устюге. После горького опыта с моряками, якорь и винты было решено перевозить фурой.

Усадьба Игнатова и Пришвин

Последнее историческое здание – усадьба И. И. Игнатова. Деревянный двухэтажный дом был построен примерно в 1850 годах. К нашему времени строение почти не сохранилось, от него остался лишь частично каменный подвальный этаж. Еще в конце восьмидесятых дом «представлял собою внушительное двухэтажное бревенчатое сооружение с каменным основанием и вместительным кирпичным подвалом». Его подробное описание можно найти в автобиографическом романе «Кащеева цепь», которое написал племянник Ивана Игнатова Михаил Пришвин.

Фото: АиФ - Тюмень / Екатерина Пинчук

Михаил Пришвин попал в Тюмень в свои 16 лет. В 1889 году его изгнали из 4-го класса школы за «дерзость учителю». Преподаватель добивается исключения Михаила из академии с волчьим билетом. Этот документ лишал Пришвина возможности получить какое-либо образование, но вскоре к семье приехал в гости старший брат матери, Иван Иванович Игнатов. Он помог своему родственнику и забрал его с собой в Тюмень, отметив, что забирает его туда, где многие живут и работаю на птичьих правах.

В Тюмени Пришвин поступил в городское Александровское реальное училище, где проучился шесть классов, живя все эти годы у дяди. Сдав экстерном экзамены за 7 класс он покидает Тюмень и возвращается на родину.