«Несчастье помогло». Киновед о кинотеатрах и голливудских блокбастерах

Bru-nO / pixabay.com

Искусство всегда было отражением времени. Киноискусство – одно из ключевых. Но сейчас, на фоне санкций, кинотеатры пустуют, мировых новинок нет, а на отечественные картины зрители не торопятся. Что ждет современную киноиндустрию  в связи с последними событиями – взлет ли падение? Корреспондент tmn.aif.ru узнал у ведущего российского киноведа Натальи Соколовой.

   
   
Фото: личный архив/ Наталья Соколова

Полюбить человека на экране

Нина Худякова, tmn.aif.ru:  Есть ощущение, что кинотеатры в скором времени просто закроются, ведь мировых новинок, которыми привлекали зрителей, сейчас просто нет. Насколько высок риск того, что в стране кинотеатров станет меньше?

Наталья Соколова:  С уходом американского кино из проката, у зрителя возник репертуарный голод. Но здесь сработал парадокс: не было бы счастья, да несчастье помогло. Из-за санкции и СВО наша киноиндустрия быстро перестроилась, обратившись к африканскому и азиатскому кинорынку, также она делает ставку и на отечественный контент. Многие кинотеатры берут в прокат,  том числе, и документальное кино. Да, оно не вызовет ажиотаж, но станет хорошей альтернативой. И очень здорово, когда в кинотеатрах есть возможность показа проекта TheatreHD. Другой вопрос, в стоимости  билетов на этот проект. Ведь даже для молодежи по «Пушкинской карте» не всегда доступны билеты.

 Эти меры действительно могут спасти кинотеатры от закрытия или только оттянут печальный конец, ведь на азиатское кино и тем более на документальное сложно привлечь такое количество зрителей, которое приходили на те же самые голливудские блокбастеры?

— Я не могу делать таких прогнозов, потому что я, в первую очередь, зритель. Я живу в Тюмени, бываю как киноэксперт в Москве, и я не заметила закрытия кинозалов в этих городах. А за всю страну судить не берусь. Но могу сказать, что все будет зависеть от работы наших кинопроизводителей. Да, у нас в стране все кинотеатральные сети – частные, не думаю, что они заинтересованы в том, чтобы закрываться. Будут придумывать новые способы привлечения в кинотеатры и раскрутки неголливудских картин.

Фото: pixabay.com

 Почему для многих зрителей Голливуд это образец?

Я бы не стала давать радикальную оценку. И у нас, и в Голливуде есть таланты и бездарности. У нас, к примеру, великая киношкола операторов. Да, для зрителя по большей части Голливуд – мерило, потому что он профессионален. Хотя замечу: Голливуда как такового давно не существует. Он приказал долго жить в середине 1960-х, года возник Новый Голливуд. Это понятие символическое. Вместо него теперь работают корпорации, частные киностудии, которые арендуют старые голливудские студии. Почему зритель всегда любил американское кино? За прекрасную актерскую школу, которая, кстати, основана на выходцах из России – Михаил Чехов, например. А вообще, кино должно показывать человека. И надо так снять картину, чтобы зрителю полюбился этот человек на экране.

Можно ли говорить о прогрессе российского кино на фоне санкций? 

   
   

 О прогрессе не принято говорить в искусстве. В Советском Союзе тоже было много мейнстрима. Чтобы гении выросли, должно быть плоскогорье. Не может каждый режиссер выдавать шедевры. В киноведческой среде принято считать, что в 1990-е годы – потерянное время для кино, хотя там начинал Балабанов, Хотиненко. Кино должно быть разным, с разными элементами. Самое главное понимать, что в России есть кино и с ним все в порядке, несмотря на наличие некачественного контента. В стране есть замечательный Сокуров. Более того, в нашем округе живет режиссер «№ 1» – Алексей Федорченко. У него есть своя студия кино в Екатеринбурге «29 февраля». 

 

Сейчас такое большое количество фильмов, многие в свободном доступе. Есть ли какой-то критерий качественного кино?

Что касается свободного доступа, то я за кинотеатры, потому что настоящее кино можно смотреть только там. Все, что мы смотрим на компьютере, даже на большом экране телевизора – это суррогат. Теперь о фильмах: я никогда не оцениваю его. Я не говорю, плохой или хороший. Я говорю: мне не понравилось, потому что этот фильм слишком очевидный, я не увидела в нем глубины. А вообще есть хороший критерий – хочу я пересмотреть или не нет. Это касается и игрового, и документального кино. Также, чтобы понимать качество фильма, нужны насмотренность, художественная интуиция и вкус.

Наше богатство

А как развить в себе кинематографический вкус?

Здорово, когда есть возможность формировать этот вкус детства. Например, когда я была маленькая и жила в Новосибирске, я после школы ходила в кинотеатр. С тех пор я столько картин пересмотрела. Я – киноман с большим стажем! Есть замечательный проекты, в основе которых – кинопедагогика. Например, в Тюмени проводят Международный кинофестиваль «Ноль+». Это хорошая идея учить зрителя правильно смотреть кино. Правда, чтобы преподавать, нужны специально обученные люди, владеющие терминологией и имеющие базу знаний в области кино. Если в школах внедрять новый предмет как кинопедагогика, то это будет большая нагрузка на учителей. Я считаю, это направление нужно поддерживать на уровне государства. Фаина Раневская как-то сказала тем, кому не понравилась Мона Лиза, картину которой привезли в Москву: «Мона Лиза сама выбирает, кому нравится, а кому не нравится». То же самое можно сказать и о кино.

Фото: pixabay.com

Еще один проект моего друга и учителя Павла Печенкина, президента кинофестиваля «Флаэртиана». Ему удалость в рамках национального проекта «Культура» и администрации Пермского края создать гениальный проект «Социальный кинозал», который работает с 2019 года. Он включает 131 кинозал в городах и весях Пермского края. Эти соцкинозалы хороши тем, что благодаря им зритель не только смотрит кино, но и обсуждает его. Это помогает воспитывать зрителя. А в маленьких городах и деревнях – это решение качественного досуга, где зачастую, помимо телевизора, нет никаких развлечений. Я вообще считаю, что кинотеатры должны быть в шаговой доступности. В прошлом году мой друг, кинорежиссер Женя Григорьев по заданию министра культуры Ольги Любимовой сделал перезагрузку Свердловской киностудии. Сегодня она представляет массу возможностей получить профессиональное кинообразование во многих профессиях – оператор, монтажер, актер кино.

 Вы эксперт документального кино. Какие картины можете отметить в этом направлении, и на какие темы снимают режиссеры современные документальные фильмы? 

 

Среди документальных фильмов могу выделить российский «Пушкин. Битов. Габриадзе. Побег» Аси Гусевой, итальянский фильм о композиторе Эннио Марриконе «Секреты его гения», хороший французский фильм певицы Шарлотты Генсбур, которая сняла документальную ленту о своей матери «Джейн глазами Шарлотты». Есть замечательный фильм «Ишим» Кирилла Султанова, который сейчас учится во ВГИКе. Он, кстати, из Тюмени. Фильм рассказывает о разводе его родителей. Примечательна картина «Куда мы едем», когда скрытая камера наблюдает за пассажирами в метро. Стоит обратить внимание и на фильмы школы Марии Разбежкиной. Темы те же – социальные, экологические проблемы, редкие профессии.

У вас большой экспертный опыт как кинокритика. Что нужно делать режиссерам, чтобы снимать качественное кино?

Если человек хочет научиться делать кино, нужно получать профобразование и заниматься любительством. Для начинающего кинорежиссера важна профессиональная киносреда, поездки на фестивали, опять же, тренировка насмотренности. Если человек научился держать в руках кинокамеру, то это не значит, что он хороший режиссер. Без знаний, без основ драматургии это будет контент для «Ютуба» с говорящими головами. Кино без истории театра нельзя делать и изучать. Сейчас заметила такую тенденцию: когда ко мне приходят студенты, я даю им тест на звание режиссеров и картин золотого фонда отечественного кино и убеждаюсь, что у молодежи пробелы в знаниях. Им больше известны голливудские актеры, режиссеры и фильмы. Американское знают лучше, чем отечественное. А ведь советское кино – это наше богатство и часть национальной культуры.

Досье
Наталья Павловна Соколова — директор научной библиотеки и преподаватель Тюменского государственного института культуры, ведет курсы для студентов «История кино» и «История анимации», культуролог, киновед, руководитель КиноКлуба, автор идеи и организатор международного фестиваля документального кино «КинЗА» (с 2008 г.), член экспертных советов авторитетных кинофестивалей РФ, среди которых фестиваль документального кино «Россия».